Атеизм ли путь? (часть 6)
***
Допустим, что Бог существует. Но кто Он? Что имеем мы в виду, когда говорим "Бог"?
На эти вопросы есть только один возможный ответ: Бог есть Бог. Всякое описание Бога только описание о Нем, а не Сам Бог. Все перечисления
качества и свойств Бога являются лишь перечислением Его качеств, но не Самим Богом. Имя "Бог" не является Богом, как мое
имя - не я сам. Только Сам Бог есть Бог.
Поскольку Бог вне всякой другой природы, всякое утверждение о Нем, выраженное словами, применимыми к другим природам, приобретают
другой смысл. То, что заключенный и миллионер называют хорошей пищей, на самом деле совершенно различные. Симфония Бетховена не кажется
хорошей музыкой примитивному человеку.
Каков же Бог? Библия говорит, что "Он подобен видом яспису и сардису" (Отк.4:3). Если вас удивляет, что Его сравнивают
с драгоценными камнями, я должен ответить, что если бы Его сравнили с чем-либо другим, вы задавали бы те же вопросы. В Библии Бог
также назван "мужем", "воином", "сеятелем". Его сравнивают с рычащим левом и т.д., чтобы показать нам,
что Бог может быть понят в сравнении с многим.
В "Бытии Рабба" сказано, что как-то спросили раввина Иегошуа бен Перахоаха почему Бог говорил к Моисею из тернового куста.
Он ответил: "Все, что делает Бог, можно подвергать сомнению, но я не оставляю вас без ответа". Бог избрал жалкий колючий
куст, чтобы показать нам, что нет такого места на земле, где бы Он не присутствовал, и терновый куст не служит исключением".
Согласно с тем, что говорит о Боге Библия Он проходит различные стадии. Он может пробуждаться, возноситься на высоту (откуда?), петь,
звать, благословлять, проклинать. "Бог наш на небесах", - говорит псалмопевец, - "творит все, что хочет" (Пс.113:11).
Мы не можем выразить словами, что Он Собой на самом деле представляет, потому что все, что мы можем сказать, что Он в самом центре,
а наше существование периферийно. Центр круга не может быть начерчен, потому что подлинный центр на самом деле тот, из которого мы
чертим.
В Библии написано, что человеку не было позволено есть от дерева, которое посредине сада (рая). Как можно посадить дерево "посредине"?
Середина всегда будет посредине даже самой малой площади, на которой сажается дерево. Мы все живем вне середины.
Фома Аквинский в своем произведении "Сентенции" впервые применил выражение "Атрибуты Бога". Бог назван справедливым,
могучим и т.п. Все эти различные названия означают одно и то же, чтобы наш ограниченный разум мог многообразно представить Его.
Лютер пытался ответить на вопрос "Что значит иметь Бога?" или "Что такое Бог?". Бог это Тот, от Которого вы ожидаете
получить все доброе и в Ком вы ищете убежища во всех нуждах. Поэтому иметь Бога означает не что иное, как сердечную веру в Него и
упование на Него. Только то, каким образом я уповаю и верю моим сердцем решает имею ли я Бога или идола. Если твоя вера подлинна
и праведна, ты имеешь истинного Бога. Но если твоя вера ложна и несправедлива, истинного Бога нет, потому что вера и Бог идут рука
об руку".
Это слабоватое определение, потому что мы слишком плохо знаем Бога.
Французы говоря: "Un dieu defini est un dieu fini" - Бог определенный - это Бог законченный.
Мы не видели Бога, но мы видим красоту и мудрость Его творения, которых не могло бы быть, если бы они были частью Его Самого.
Мы довольствуемся тем малым, что мы знаем. Лютер писал: "Тот, кто верит что Бог гневен, имеет гневного Бога, но кто верит в
милосердного, тот и имеет милосердного Бога. Как человек верит, так и имеет".
Если человек может вести себя по-разному, тем более Бог. Он может вводить во свет или во тьму (Пл.Иер.3:2).
Не рассуждая много о Боге, мы познаем верою только малое и этим довольны. Зачем нам думать о Боге? Зачем (протозоа) простейшему одноклеточному
животному организму думать о человеке? Если бы у него даже был какой-то малюсенький ум, он бы знал, что его представление о человеке
может быть только ошибочным.
Когда моему сыну было пять лет он спросил меня: "Что мне делать? Мне скучно". Я ответил: "Думай о Боге". Он сказал:
"Зачем мне думать о Боге своей маленькой головой? Пусть Он со Своей большой головой думает обо мне".
Мы довольствуемся тем малым, что дано нам посредством веры.
Библия говорит, что у Бога один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Это потому, что Он живет вне времени. Подобно
этому, один грамм, как тысяча килограмм в состоянии невесомости. Когда-то время перестанет для нас существовать. Мы будем с Ним.
Тогда мы все узнаем.
А пока что мы не беспокоим Его вопросами, особенно всеми нашими "почему" и "для чего". Поскольку мир Бога не
знает времени, он не легко делится на причины и следствия. Вопрос "почему" относится к тем, на которые можно ответить.
Вместо того, чтобы заниматься всевозможными догадками, мы просто верим. Бог явил Себя в любви. Он также явил Себя как Судия всего
и все это правда, и этим доказывается тот факт, что совершенно правильно поступает грешник, когда боится Его. Но одно качество Бога,
о котором говорит Библия (Ионы 4:2), открывает, что Он также способен "сожалеть о бедствии". Поэтому верующие в Него грешники
могут быть уверены, что Его угрозы о наказании не абсолютны.
***
Вместо того, чтобы погружаться в непостижимые нашему уму глубины, давайте лучше стараться быть достойными Бога. Если кто-то захочет
узнать, каков Бог, пусть он сможет узнать о Нем, глядя на верующих в Него снаружи и изнутри. Ищите человека, который наиболее похож
на Бога, ходящего по земле и вы узнаете кое-что о Божьем характере.
Многие искали Бога на небе. Они были обречены на неудачу. Как можно иметь успех в поисках кого-либо, чье имя черты и местожительства
незнакомы нам? Бог живет под разными именами и видами, как не желающий быть узнанным. Никто никогда не видел Его. У нас нет ни Его
портрета, ни отпечатков Его пальцев. Его прежний храм в Иерусалиме не существует больше, как и первоначальная, единодушная, любвеобильная
церковь, в которой у всех верующих было одно сердце.
Нет ни малейшей возможности найти такого Бога. Но Он находит нас и призывает к возрождению и началу новой жизни, такой, какую вел
бы Бог, если бы был на земле.
Ребенок как-то нарисовал Бога. Его одернули словами: "Оставь твои глупые старания. Бог невидим". Его ответ был простым:
"Когда я закончу свой рисунок, Он будет видим".
Невидимый и неведомый Бог становится видимым через тех, кто "преображается в образ Христов от славы в славу" (2Кор.3:18).
Наше сходство с Богом состоит в том, что мы тоже творцы. Каждый человек создает для себя свою среду, мир, в котором он живет, подобно
тому, как гусеница свивает свой кокон. Плохой мир или хороший - человек его творец. Обладающий верой творит лучший мир - небесный.
В этом мире с его красотами и удовольствиями человек может стать вне себя от радости. Если Божие творение усладительно, насколько
более Бог, Который охватывает приятность всего творения? И если сотворенная жизнь хороша, насколько более Творец, даровавший человеку
способность творить? И если спасение хорошо, насколько более Даятель его?
Поэтому мы любим Единое Благо, Которого достаточно и в Котором содержится все доброе. Поэтому и по-еврейски Он называется Эль-Шаддай
- достаточный Бог. Что удержит Он от Своих возлюбленных?
Живя в Нем, мы радуемся всеми радостями Его и Его творений. Всякая радость, которая не в Боге, не полноценна, потому что нет радости
вне Его.
Важно только обладать истинным Богом, Богом, Который есть то, что Он есть, а не то, чего наше капризное "я" желает от Него
в моменты нашего безрассудства.
В Китае есть племена, которые ставят телевизоры перед своим идолами, чтобы развлекать их, но они же выбрасывают своих богов, если
те не исполняют их желаний. Истинный Бог обитает на недостижимых высотах и признание Его во всем Его блеске дает человеку невыразимую
радость.
Научная истина, истина о человечестве, может быть достигнута посредством экспериментов. Но доказать, что Бог благ и служит нам убежищем
в бедах, невозможно в лаборатории. Благочестивая жизнь нужна для убеждения человека в том, что Бог есть.
В Библии Бог описывается с крыльями, это значит, что Его полет имеет целеустремленность. Он исполняет план. Поэтому бесцельные жизни
не могут представлять Его. Но тот, чья цель стать благочестивым, найдет, что его образ жизни будет говорить другим о Божественной
целеустремленности.
Нам нужно иметь цель и только самая высокая достойна нашего внимания. Как христиане, которые ожидают Второго Пришествия Христа, мы
имеем обетование, что мы "будем подобны Ему" (1Иоан 3:2). При таком обетовании было бы глупо довольствоваться меньшим,
то есть желать быть подобным святому гению или ангелу.
Многие знаменитые учителя христианства, как например: Ориген, Афанасий, Григорий Назианзин и другие, говорят о богостановлении человека
через Христа. Христос, вечный Сын Божий, достиг Своей полноты посредством воплощения - став Человеком. Это не было только ограниченное
историческое событие, но скорее, установление постоянной связи с человечеством. Мы, со своей стороны, можем вступать в постоянную
связь с Ним посредством покаяния, веры, крещения и Святого причастия.
***
Если бы это не было твердо установленной истиной, а только малой возможностью, и то ее стоило бы добиваться любой ценою. Если
бы мне предложили лотерейный билет, который стоил бы целой жизни страданий и тяжких бремен, но давал бы, в случае выигрыша, вечную
жизнь в раю, он стоил бы любых затрат. Но нам нет нужды гадать или играть: мы ходим в уверенности веры.
Бриллианты и другие драгоценности хранятся в несгораемых шкафах и выставляются на показ только в редких случаях и притом с большой
осторожностью. Разве они менее реальны, потому что хранятся в тайне? У веры тоже есть свои тайны. Замок, который гарантирует ее безопасность,
находится в словах Христа "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами
своими и, обратившись, не растерзали вас" (Мт.7:6).
Даже в этой книге я, может быть, захожу слишком далеко. Но любовь к атеистам и желание их спасения заставляет меня совершать недозволенное,
говорить о невыразимом и объяснять необъяснимое. Я уже приводил в пример некоего Озу, который умер за то, что вообразил, что должен
поддержать неприкосновенный священный предмет своими руками.
Бог не нуждается в защите. Только мое рвение и нетерпение видеть вас на стороне Бога побуждает меня писать эти строки.
***
Когда Лютера спросили, что делал Бог до творения, он сухо ответил: "Сидел в лесу и резал розги, чтобы бить ими тех, кто
задает такие глупые вопросы".
Конечно, он шутил. Единственное, что мы знаем о Боге до начала творения, это то, что Он Сам о Себе открывает, а именно, что у Него
был Сын, Которого Он любил и прославлял (Иоан17:5), и что Дух Святой исходил из Них Обоих. Это мы называем Троицей.
Понятие "Троица" было знакомо другим системам мышления до христианства. Индусы знали Его как Браму, Вишну и Шиву - творца,
создателя и истребителя. Аристотель писал: "Троичность составляет начало, середину и конец, и потому служит подходящим средством
для выражения полноты. Она дает нам также основные формы соотношений в пространстве". В христианстве же понятие "троица"
гораздо более усовершенствованное и точное.
Бог есть высшее благо. Само наименование "Бог" подразумевает существо, чье превосходство невообразимо. Поскольку Он благ,
Он должен проявлять любовь. Никто не может проявлять любви, любя только самого себя. Если Бог любит, значит всегда был любящий, любимый
и любовь: троица должна была быть до творения.
Возвышенной любовью можно любить только себе равных. Кота невозможно любить так, как человека. Возлюбленное Существо в Троице должно
быть равным Отцу. Бог не был бы совершенным, если бы не разделял с кем-либо другим Свою славу.
Но есть еще нечто более великое и высокое, чем любовь к другой личности, а это разделять взаимную любовь с другим, чтобы каждый делился
любовью, а также получал ее. Опять же эти двое должны разделять с третьим всю свою славу. И все трое должны быть равными. Сладость
любить и быть любимым должна разделяться с третьим лицом, которое в свою очередь будет делить всю свою любовь. Для воплощения и дарования
совершенной любви нужны трое. Это единственно приемлемое понимание Бога.
Бог должен быть Троицей.
Представление - это отражение представляемого. Когда Отец думает о Своей, Божественной природе, Он думает совершенно. Это Его идея
(мысль) - Логос, как она называется по-гречески, выражает Божественную природу полностью. Отец и Сын любят друг друга совершенно.
Св. Бернард Клервосский говорит, что Дух Святой - это поцелуй Отца и Сына.
Это максимальное, что мы можем сказать, о Боге. Мы не знаем
даже строения атома. Как можем мы знать подробности о Троице?
Бог Един - говорит Библия. Един Бог - говорит греческий оригинал
Нового Завета. Астрономия показала, что есть много солнц,
но не может быть множество богов.
Однако, единство не исключает Троицы. Неправда, что одно не может быть равным трем.
Например, есть грибные споры и микроорганизмы, которые, движимые невидимыми силами, сбегаются вместе и образуют плазмодий из множества
различных клеток, которые функционирует как один организм.
***
Единство не подразумевает отсутствия напряженности между Личностями Троицы. Если бы не было трений или напряжения, то зачем была
бы нужна любовь? Любовь преодолевает расхождения. Если бы не было расхождений, зачем был бы важным вопрос единства между Личностями
Троицы? Единство нужно устанавливать только там, где есть индивидуальность.
Иисус, Сын Божий, молился Отцу в Гефсимании, чтобы горькая чаша принесения Себя в жертву была пронесена мимо Него. Но Отец не удовлетворил
прошение Сына. Пророк Исаия говорит: "Богу угодно поразить Его" (Ис.53:10). После Его воскресения Иисус сказал Своим ученикам,
что Дух Святой не сойдет на них, пока Он не вознесется от земли, словно Они оба не могли быть вместе на нашей планете.
Распятие Божьего Сына на земле Отца было самым драматическим событием в истории. В муках крестной смерти Иисус вопил к Отцу: "Боже
Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил Меня?!" Но в этой крайности любовь и единство между обоими усилились, что очевидно из тут
же последовавших слов Иисуса: "Отче, в руки Твои передаю дух Мой".
Отец, Сын и Святой Дух между исполнением Богом, исполнением Христом и исполнением Духом.
Исполненный Богом человек обнимает всю вселенную. В человеке, который исполнен Христом, не только Бог Един, но Бог плюс человек -
одно. В то время, как Бог един, Христос является посредником между двумя сторонами. Ангелий Силесий писал: "Бог без человека
не един". Исполненная Христом личность имеет свои исторические ограничения. Она связана с одним эпизодом в существовании земли:
жизнью Христа.
После Своего Воскресения Иисус спросил двух учеников, идущих в Еммаус: "Что произошло в Иерусалиме в последние дни?" многое
произошло там. Ветры дули, природа содрогалась в судорогах землетрясения, неземная тьма объяла страну. Дети рождались, люди умирали,
ремесленники работали в своих мастерских, женщины варили обеды. В Иерусалиме было много посетителей и все принимали участие в тех
событиях.
Но эти ученики были исполнены Христом. Поэтому, когда их спросили, что было в Иерусалиме они ответили только о том, что произошло
с Христом.
Христос - Одно Существо, состоящее из многих индивидуумов. Библия говорит, что все верующие - члены Его Тела. Так Бог - одна природа
в трех Лицах. И каждый верующий - одна из точек Его сознания.
Человек, который исполнен Духом Святым, поглощен только тем, что связано со Святым Духом. Слово Божие говорит о таком человеке, как
о том, который ходит во свете и производит плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость,
воздержание. "На таковых нет закона" - пишет апостол Павел (Еф.5:8,9 и Гал.5:22, 23).
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу
Божию сотворил Его: мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1:27).
Он источник того, что самое высокое и лучшее в мужчине и в
женщине. Характерности одних и других были даны Богом. В Послании
апостола Иакова (1:18) греческое слово "apegneseu"
- "родил" относится к Богу, хотя в этом языке это
слово употребляется исключительно к матерям. Тут мы видим
женское проявление Бога. Он Отец, но не только Отец. Пророк
Исаия (49:15) сравнивает Бога с матерью следующими, незабываемыми
словами: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы
не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то
Я не забуду тебя".
***
Вера в Бога полностью меняет отношение человека как к жизни, так и к смерти. Ницше, ставший любимым философом Гитлера и Муссолини,
возмущался против больниц и сиротских домов. Гегель говорил, что человек имеет неоспоримое право положить конец всякому страданию
и смерти. Сегодня вопрос "евтаназии" (умерщвления в случае неизлечимой болезни) все чаще и чаще слышится в новостях.
Если бы было доказано, что Бога нет, Ницше и Гегель были бы правы. В моей юности я был совершено уверен в том, что Бога нет, но меня
это печалило. Мне хотелось, чтобы Бог был и я считал, что очень жаль, что Его нет. Причиной этому, как я узнал позже, было то, что
верующий в Бога человек чувствует себя прикрытым, защищенным. В Библии название святой Божьей горы Сион подходяще означает "убежище".
До некоторой степени атеисты тоже ощущают это чувство защиты, потому что они несознательно повернулись к Богу и пожелали Его. Но
им не хватает многих вспомогательных толчков, которые приходят только от веры в Него. Вера, без которой невозможно угодить Богу и
наслаждаться общением с Его другими детьми, отмечает начало спасения человека.
Вера в Бога вводит человека в сферу прощения.
Человек, который умирает в зрелом возрасте без веры, не может быть спасен, согласно с простым законом Бога, но смиряется со своей
судьбой и пламени ада. Но тот, кто умирает с верою в Бога, спокоен, получив ответы на свои многие вопросы о смысле жизни и потустороннем
мире.
Испытав однажды, что значит верить в доброго Бога, он совершенно избавляется от своего отчаяния. Да, фактически, отчаиваться для
верующего грешно, потому что он принимает жизнь со всем, что она ему преподносит, зная, что "за туманом неизвестности стоит
Бог в тени и оберегает Своих".
Вера в такого Бога располагает человека к постоянному Его восхвалению, а недовольство беспокойствами жизни испаряется, как утренняя
роса. Трудности допускаются мудрым и благотворительным Отцом, Которого мы пока что можем и не совсем понимать. Вот и все.
Верую в Бога, человек самого низкого уровня в обществе, хотя и презираем другими, знает, что он уважаем самым высшим Существом во
вселенной, и потому может хранить чувство собственного достоинства.
Веруя в Бога, человек может знать, что его ближний такое же творение Божие, как и он сам, и потому заслуживает тоже и любви и уважения.
Никто не может убедить нас в том, "что раз человек произошел от обезьяны, мы должны любить друг друга". Сталин, который
преклонялся перед Дарвином, вывел такое заключение из его книги: "Человек - результат жестокой борьбы за существование против
других видов борьбы, в которой выживают только самые безжалостные. Поэтому я буду безжалостным".
Только вера в Бога любви, нашего общего Творца, может побудить нас любить друг друга.
Вера в такого Бога делает человека добродетельным.
Рассказывают, что одна грешная женщина попыталась соблазнить
Св. Ефрема на блуд. Догадываюсь о ее намерении он сказал:
"Пойдем со мной". Когда они пришли к многолюдному
месту, он сказал: "Теперь можешь делать, что хочешь".
Она ответила: "Стыдно заниматься этим перед множеством народа".
"Если нам стыдно перед людьми", - ответил святой, - "на сколько более должно нам быть стыдно Бога, Который видит даже
то, что совершается во тьме". Она покаялась и оставила свои нечистые намерения.
Часто предполагается, что когда человек перестает верить в Бога, он ни во что больше не верит. Увы, это не так, но гораздо хуже этого.
Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во что попало. Они верят в таких чудовищ, как Сталин, Гитлер или Мао.
Французская Революция заменила идею святого Бога идеей святого человечества. Советская власть в России отбросила идею о Боге и начала
обожествлять рабочий класс.
Всякий, кто не любит истинного Бога, оканчивает уничтожением своего Бога. Люди убили даже Христа, Который представлял истинного Бога.
Французские революционеры убивали народ оптом, русские коммунисты убивали сотни тысяч рабочих.
***
Наши отношения с Богом
Бог есть, и я часть Его жизни. Без Бога человек не имеет смысла, как почка вне человеческого тела годится только в пищу собакам.
В известном смысле Бог воспроизводится в Своих детях. Без множества репродукций человечество не радовалось бы красоте Моны Лизы Леонардо
да Винчи. И Библия не производила бы такого сильного впечатления без миллионов транскриптов, переводов и изданий.
Бог также открывает Себя через Своих детей, разбросанных по всему миру. Мы носители имени Отца. Мы можем позорить Его имя или способствовать
Его сиянию.
Так что у верующего высокое призвание. Но Бог знает, что мы слабы и не требует от нас невозможного. Нам следует делать только то
малое, что мы можем, и молиться о том, чего мы не можем. Его слава может сиять даже через нашу немощь.
Жизнь христианина - это жизнь послушания. Поскольку мы так мало знаем, мы воздаем славу Богу за все Им сотворенное. Так и за трудные
обстоятельства. То, что причиняет неприятность мне, может в конце концов, быть угодным Ему. Распятие - это самое ужасное, что только
может постигнуть человека, но Богу угодно поразить Иисуса (Ис.53:10). Он знал, что за пределами распятия лежит славное Воскресение
и спасение человечества. И потому мы тихи во время землетрясения или когда тысячи умирают вокруг нас. Верующие могли молчать даже
в таких смертных лагерях как Аушвиц. Божьи пути неисследованы и таинственны, но мы знаем, что Он может писать ровно и по кривым линиям.
Поэтому наше главное занятие - поиски Его лица. Давайте вообразим, что самое совершенное, самое любящее и справедливое Существо стоит
прямо перед нами и представим себе нежное выражение Его лица, когда Он слушает нас.
Если иногда Его лицо бывает грустным, не спешите думать, что вы вызвали эту грусть. Может быть, Он печалится о происшедшем в одной
из Его других сфер, а не потому что ваши отношения с Ним натянуты или испорчены.
Не начинайте теряться в догадках. Важно, чтобы мы ошибочно не заключили , что стесненные обстоятельства жизни и давление со стороны
мира - Его голос к нам.
Пастор одной официальной церкви в России (подставное лицо
коммунистов) утверждал, что Бог говорил к нему в тюрьме, когда
сидел в тюрьме за работу в подпольной церкви, что он сможет
сделать больше, если пойдет на компромисс с коммунистами.
Так что, вместо того, чтобы догадываться или истолковывать неправильно, когда видим лицо Господа грустным, примитесь за угождение
Ему и доставления Ему радости. Добрый христианин тот, который заставляет Бога радоваться и петь. Даже проходя темной долиной, он
радует Бога и заставляет Его ликовать (Соф.3:17).
***
Бог есть любовь. Если бы Он знал ответ на наши проблемы, Он разрешил бы их. Если бы у Него было слово, которое может помочь нам
немедленно, Он бы несомненно произнес его. Если у тебя нет ответа и не можешь найти правильного слова, то знай, что еще время разрешения
не наступило. Даже Бог не может сделать так, чтобы трехмесячный зародыш стал в один день новорожденным ребенком.
Поэтому до полноты времени под Его провидением будем терпеливы, будем ожидать с верою и радовать Бога.
Бог и верующий в Него подобны двум духам, живущим в одном теле. Это очень похоже на то, как Дева Мария носила у себя под сердцем
Младенца Иисуса. Как всякая другая беременная женщина, она должна была избегать плохих настроений, печали и раздражения - потому
что такие настроения могут вредно повлиять на душу ребенка.
Мы должны нежно обращаться с Богом в нас. Часто Он кажется нам парадоксальным, фактически, человек, который не знаком с Его двусмыслием,
вообще не знает Его. Поэтому верующий доверяет Ему даже тогда, когда ему кажется, что Он ведет его в неправильном направлении. По
каким критериям может он судить о Боге? Он ведь Бог, а не человек. При испытании нашей веры приходят разочарования.
Нынешнее поколение преклоняется перед произведениями художников-модернистов и перед певцами и танцорами "рок и ролла",
хотя они изображают человека таким, как будто его сотворил дьявол. Гораздо лучше преклоняться перед Богом. Восхваление Бога делает
нас способными хвалить людей. Это мазь, которая смазывает наилучшие отношения между людьми.
Когда Бог осияет тебя сиянием Его Лица, для тебя будет утешительно видеть, как часто Он смотрит на тебя с одобрением и похвалой.
Еврейское слово "лицо" употребляется только во множеством числе "паним". Даже у язычников было достаточно интуиции,
чтобы изображать в своих храмах богов многоликими.
Если вам кажется, что Бог глядит на вас строго, не впадайте в отчаяние. Помните, что у Него есть для вас и ласковое лицо, полное
любви и заботы, которое только временно отвернулось от вас. Продолжайте восхвалять Его и заставляйте Его повернуться этим лицом к
вам и ликовать.
Чтобы спасти нас от грехов, Сын Божий Иисус отдал тело Свое на смерть. Ради нас было ломимо Его безгрешное тело. После этого на протяжении
веков христиане отдавали на растерзание свои тела, чтобы показать своим ближним, что таинственность и временное молчание Бога лучше
всего объясняются любовью, и что Он всегда достоин доверия.
***
В нашем обращении к Богу мы слышим от Него отклик (эхо) на наши молитвы. Мы говорим "Да святится имя Твое"... Он отвечает
желанием, чтобы мы могли святить Его. Мы говорим Ему: "Да приидет Царствие Твое", а Он отвечает, что нам принадлежит Небесное
Царство. Мы молимся: "Да будет воля Твоя и на земле как на небе". Он позволяет нашим желаниям исполняться. Мы просим у
Него насущного хлеба. Он просит у нас хлеба наших жертв. Мы молим: "Избави нас от лукавого". А Ангелы восклицают: "Спасение
Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!" Он хочет, чтобы мы избавились от всего того, что запутывает Его в этом мире.
Поэтому да будут наши отношения с Ним любовными. Бог явился Аврааму и сказал: "Не бойся Авраам, Я твой щит; награда твоя весьма
велика". На что Авраам ответил: "Владыка, Господи! Что Ты даешь мне?" (Быт.15:1,2). Не будем понижать наших отношений
с Богом до уровня торговли.
Бог достоин любви. Св. Бернард Клервосский (из Клерво) сказал: "Мера любви к Богу - любить Его безмерно".
Мы были созданы по Его воле и для радости Его (Отк.4:11). давайте же радовать Его.
***
Всякий, кто любит то, что запрещает Бог, не может действительно любить Его. Кто не защищает Бога от себя самого, не любит Его.
Если бы мы были больны ужасной заразной болезнью, мы бы изолировали себя от тех, кого мы любим. Поскольку всякое соприкосновение
грешника с Богом унижает Его, истинный верующий старается не слишком докучать Бога своим присутствием. Мы любим Его от всего сердца
и потому оставляем Его в покое.
Любящая невеста в книге "Песни Песней" Соломона говорит своему жениху: "Будь подобен серне или молодому оленю на горах
бальзамических" (П.П.С.8:14). Она не заставляет его все время оставаться с нею и ласкать ее.
Но с другой стороны, у нас должно быть время доверчивости с Ним и время серьезных бесед.
Бог всеведущ. Он знает все, что только можно знать. Он видит все, что можно видеть и слышит все, что можно слышать. Но был бы ли
Он совершенным, если бы не знал волнения неожиданности? Если бы не встречался с чрезвычайностями, требующими от Него принятия каких-то
новых срочных мер?
Поддающиеся наблюдению вещи с их кругом вращения могут быть известны, но не всегда известны их причины. Гейзенберг ввел в физику
идею соотношения неопределенностей. Иисус говорил о Своих противников: "Они возненавидели Меня напрасно" (Иоан.15:25).
Не у каждого действия есть причина. Значит есть вещи, которые мы должны сказать Богу.
Хотя Он и все знает, Ему приятно услышать мое мнение по данному вопросу. Он также желает, чтобы Его дети, верующие в Него люди, разделили
с Ним Его престол, с которого Он творил, а потом хранил и направлял вселенную (Отк.3:21).
Жизнь с Богом вводит в богатое общение с наивысшим Существом.
|