ИУДАИЗМ
Происхождение и сущность иудаизма
Происхождение и развитие иудаизма прослеживаются в Ветхом Завете. Моисей не был
основателем иудаизма, так как еще до его рождения евреи поклонялись Яхве, Богу
Авраама, Исаака и Иакова. Глубоко личностный (а не безлично-абстрактный) Бог Ветхого
Завета открыл Себя людям с начала времен, но понимание Его избранным народом продолжало
углубляться.
Одной из важнейших основ иудаизма является факт общения Авраама с Богом (это произошло
около 2085 г. до Р.Х.) и обетования, данного Богом Аврааму. Господь избрал этого
человека и предрек ему, что потомки его будут многочисленны и образуют народ,
избранный Богом среди других народов мира.
Иаков, вслед за Исааком, унаследовал избрание Авраама. 12 сыновей Иакова и их
потомки породили 12 колен Израилевых. Ко времени египетского рабства народ Израиля
из небольшой группы людей превратился уже в многочисленную нацию. К моменту освобождения
израильтян из рабства Яхве открыл Себя Израилю в действии (Исход) и слове (даровал
Закон Свой Моисею на горе Синай).
Пятикнижие Моисея (или Тора) является основным священным текстом иудаистов.
В Ветхом Завете подробно освещается ранняя история Израиля. Последовательно описываются
эпохи завоевания Ханаана, период Судей, объединенная монархия под управлением
Саула, Давида и Соломона, а затем разделение нации на Израиль (Северное Царство,
10 колен) и Иудею (Южное Царство, 2 колена). Северное Царство было захвачено ассирийцами
в 722 г. до Р.Х.; Вавилон уничтожил Южное Царство в 586 г. до Р.Х. Вавилон уничтожил
Южное Царство в 586 г. до Р.Х. Вавилонский плен или изгнание продолжался 70 лет,
после чего многие иудеи вернулись в Палестину. До изгнания, во время пленения
и после него, Яхве - через пророков - явил народу Израиля много откровений (иудаисты
признают 39 книг Ветхого Завета Священным Писанием).
Многие ученые критиковали ранний иудаизм за многобожие, идолопоклонничество и
примитивизм. Но не существует никаких свидетельств, подтверждающих такую точку
зрения. Это спекуляция, основанная но эволюционистских предпосылках, а не на подтвержденных
фактах. В действительности, ранние книги Ветхого Завета открывают картину развитого
этического единобожия, не имеющего себе подобных среди верований древнего мира.
* С самого начала Бог Ветхого Завета явил Себя как всемогущий, любящий, благой
и справедливый Бог. Он - бесконечный и глубоко личностный Создатель всех нас.
В соответствии с обетованием Своим, Бог предъявил народу Израиля высокие нравственные
требования, подтвердив, что благословение Его зависит от социальной и нравственной
справедливости в среде избранных Им. Яхве - через пророков - осуществлял постоянные
общественные и нравственные реформы Израиля.
Была введена "система" жертвоприношений, демонстрировавших необходимость
умилостивления Бога и искупления греха. Израиль должен был стать искупленным богоизбранным
народом, находящимся под покровительством Господа. В противоположность ветхозаветному
Бог, божества других народов были безнравственны и безразличны к делам людей.
Учение Ветхого Завета состоит в том, что в конце концов Бог - через избранный
Им народ Израиля - благословит все народы мира. Мессия из колена Давидова придет
искупить грехи человеческие и править, как Царь, всеми народами.
Современный иудаизм, однако, отличается от иудаизма Ветхого Завета. В течение
столетий, последовавших за Вавилонским пленом, произошли некоторые существенные
изменения в религии иудеев. Еще во времена изгнания иудеи стали собираться для
молитв и размышлений в особых местах, синагогах. Даже когда Иерусалимский Храм
(во времена Ездры) был восстановлен, синагоги продолжали оставаться молитвенными
собраниями большинства иудеев. Когда римляне окончательно разрушили Храм в 70
г. от Р.Х., синагоги стали официальными центрами распространения иудаизма.
С разрушением Храма прервалась и традиция жертвоприношений. В синагогах жертвоприношения
были заменены обрядами, молитвами и изучением Закона. Иудейское жречество (левиты)
сменилось новыми учителями Закона (раввинами), которые разработали подробную традицию
устной передачи Моисеева Закона. Различными способами Закон стал регламентировать
даже мельчайшие подробности жизни. Особое значение стало придаваться внешним признакам
подчинения Закону: соблюдению Субботы, правилам приготовления пищи, постам и воздержанию,
соблюдению праздников. Раввины происходили, по преимуществу, из "сословия"
фарисеев.
Около 200 г. от Р.Х. устная традиция была, наконец, зафиксирована письменно. В
результате появился сборник, известный под названием "Мишна". Иудеи
считают "Мишну" почти таким же важным текстом, как и Моисеев Закон.
Кроме того, были записаны длинные комментарии к "Мишне" - "Гемара",
также весьма важные в глазах иудеев. Вавилонская Гемара (относящаяся к 500 г.
от Р.Х.) занимает больший объем и более популярна, чем палестинская Гемара (200
г. от Р.Х.). Сочетание Мишны и вавилонской Гемары известно, как "Вавилонский
Талмуд". Точно так же, сочетание Мишны и палестинской Гемары называется "Палестинским
Талмудом". Талмуд состоит из множества томов и содержит еврейский фольклор,
обычаи и учения некоторых наиболее уважаемых раввинов.
Римляне изгнали иудеев из Палестины в 135 г. от Р.Х. Иудаизм выжил в рассеянии
только потому, что еврейские общины уже существовали к тому времени во многих
странах. Каждая такая община содержала по крайней мере одну синагогу, и в каждой
синагоге учил и преподавал раввин. Любой иудей может стать раввином, если он обладает
глубоким знанием Закона и его авторитет признан общиной. Раввины применяют Закон
и учение Талмуда в зависимости от условий жизни, по необходимости.
Вместе с исчезновением Иерусалимского Храма исчезли и жречество, и система жертвоприношений;
раввины стали утверждать, что каждый иудей имеет непосредственный доступ к Богу
и не нуждается в обращении или искуплении. Спасение иудея достигается строгим
соблюдением всех требований Торы (Законы и его интерпретаций раввинами). Раввины
разделили Закон на 613 заповедей - 365 негативных (запрещающих) заповедей и 248
позитивных. Каждая из заповедей была разработана и уточнена раввинами до мельчайших
деталей. Таким образом, жизнь иудея-ортодокса стала определенным во всех подробностях
ритуалом - с момента рождения до погребения.
В XII веке иудейской философ Моисей Маймонид (Моше бен Маймон, 1135-1204) сформулировал
символ веры, который считается основным определением выражается мысль о всемогуществе,
вездесущности, вечности и единстве Бога. Бог есть невидимый Дух Бытия. Он, и только
Он - Создатель и Источник жизни. Только Он достоин поклонения.
Маймонид рассматривал Моисея как величайшего из пророков, а Закон - как высочайшее
из откровений. Он учил также о воздаянии и возмездии, о будущем пришествии Мессии,
рассматривают Его как общественно-политического реформатора, а не в качестве Искупителя
грехов.
Одна из наиболее важных характерных черт иудаизма - ежегодные праздники и многодневные
священные церемонии, в которых принимают участие все верующие иудеи. Новый год
иудеи отмечают десятидневным праздником торжеств и покаяния - Рош-Хашана. Десятый
день Рош-Хашаны называется Днем Всепрощения (Иом-Кипур): иудеи вспоминают все
свои грехи за минувший год и молятся о прощении. Иудеи отмечают и другие важные
дни: Праздник недель (Шабуот, или Пятидесятница), Ханука (Праздник огней) и Пурим.
Все эти праздники отмечаются в память об особо радостных или печальных событиях
еврейской истории и служат связующим звеном с далеким прошлым народа. Праздники
иллюстрируют иудаистское представление об истории евреев как об осуществлении
глубокого замысла Бога.
Современный иудаизм разделился на три основные течения: ортодоксальное, реформистское
и консервативное. Среди ортодоксов выделяются, в свою очередь, ультраортодоксы,
движение которых называют "хасидизм". Ортодоксальный иудаизм мало изменился
за прошедшие двадцать столетий. Ортодоксы в точности придерживаются правил, предписываемых
Талмудом, соблюдают субботний день, едят только кошерную пищу и т.д.
Одной из причин столь длительной неизменности иудаизма является его замкнутость,
самонаправленность. Иудеи подвергались преследованиям и жестоким гонениям во многих
странах, и это заставило их обособиться и соорганизоваться в культуре и религии.
В последнее время, однако, еврейский народ продемонстрировал желание адаптироваться
к современным условиям. В особенности это заметно в Америке, где к евреям относятся
с уважением, и они имеют больше свобод, чем где бы то ни было. Именно в Америке,
где евреи раскрепостились, возник реформистский иудаизм, либеральная форма вероучения,
в которой положениям и обычаям Талмуда не придается никакого значения. Синагоги
реформистов обычно называют храмами, и соблюдение субботнего дня иудаисты-либералы
перенесли на воскресенье. Духовное учение реформистов предполагает грядущее пришествие
Мессии и Воскресение во плоти. Вся их религиозная система построена на основе
строгого единобожия.
Третья ветвь современного иудаизма - консервативное течение, занимающее промежуточное
положение между ортодоксами и либералами. Иудаисты-консерваторы соблюдают еврейские
праздники и придерживаются основных традиций, стремясь сохранить неизменной сущность
национальной культуры и религии. В то же время, они по-новому, осторожно интерпретируют
Моисеев Закон, пытаясь лучше связать его с современной культурой и философией.
Иудаисты- консерваторы, как правило, образованные люди и играют немаловажную роль
в интеллектуально развитых слоях общества.
Существует и мистическая, эзотерическая форма иудаизма, известная под названием
Каббала. Приверженцы этой пантеистической по своей сути системы ищут мистического
переживания соединения личности со вселенной. Мы расскажем о Каббале в 19 главе.
В рамках иудаизма сосуществуют самые различные обычаи и верования. Не совсем ясно,
во что именно должен верить человек, чтобы считать себя иудеем. Налицо все возрастающая
секуляризация евреев; с каждым годом все большее их количество отказывается от
всякой формы иудаизма и даже от национальных обычаев. Становится довольно трудно
определить, что имеет в виду человек, когда называет себя евреем: в наши дни это
вовсе не означает, что он причисляет себя к верующим иудаистам. Во всяком случае,
в соответствии с библейским учением, евреи - это народ, происходящий от Авраама
через Иакова. *
Оценка иудаизма с библейских позиций
(1) Иудаизм отрицает греховную природу человека и существенно преуменьшает необходимость
искупления. Для живущего согласно иудейскому. Закону достаточно покаяния (обращения
к Богу), чтобы смыть с себя грех.
(2) Иудаизм выражается прежде всего в обычаях и национальной культуре. Практика
имеет большее значение, чем верования. Это лишь этическая система и стиль жизни,
основанные на идее непостижимого Бога.
О чем следует помнить при встрече с иудаистом
(1) Основной темой для обсуждения, конечно же, является Иисус Христос родом из
Назарета, Который объявил Себя Мессией и самой жизнью Своей исполнил множество
ветхозаветных пророчеств. В доказательство положений Нового Завета об Иисусе,
христианин может привести многие мессианские тексты Ветхого Завета. В Ветхом Завете
говорится, где родится Мессия, когда и почему погибнет. Обратите особое внимание
на 53 главу пророка Исаии.
(2) Важно отметить, что первые христиане были иудеями. Сам Иисус тоже был иудеем.
Большинство текстов Нового Завета написано иудеями. Но не уверовавшие в Христа
воспитали в себе неправильное представление о христианстве, как о языческой религии.
Верующие евреи зачастую полагают, что "быть обращенным" в христианство
значит предать веру отцов и стать язычником. Новый Завет, однако, учит, что между
христианином и нехристианином неизмеримо большая разница, чем между иудеем и язычником.
Есть язычники, ставшие христианами, есть и евреи-христиане. Еврей, становясь христианином,
вовсе не должен отказываться от национального наследия.
(3) Проповедуя среди иудеев, сосредоточьтесь на значении жертвенной смерти Христа
и на Его воскресении из мертвых. В Ветхом Завете ясно сказано, что Бог избрал
жертвенную кровь во искупление грехов (Лев.16-17). Есть и пророчество, что Мессия
умрет, принося жертву умилостивления Кровию Своей во искупление грехов всех людей
(Ис. 53).
(4) Раввины (в соответствии и иудаистской традицией) утверждают, что Мессий
должно быть два: Мессия, сын Иосифов (Спаситель, Который пострадает и умрет) и
Мессия, сын Давидов, торжествующий Царь, Который установит мессианское царство
Свое на земле. Новый Завет придает ясный смысл ветхозаветному парадоксу: два Мессии
- суть одна Личность, Которая приходит дважды.
"Лабиринты веры" (Кеннет Боа)
|