"Чудесная жизнь в Духе" (часть 1, часть 2,
часть 3,
часть 4)
Как это выглядит?
Мы определили хождение в Духе как ежесекундную зависимость и чуткость к голосу Святого Духа. Принимаемое как данность, все это
звучит несколько субъективно. Но такова природа наших отношений со Святым Духом. Есть, однако, и объективный критерий, с помощью
которого мы можем оценить жизненность нашей связи.
В этой главе я хочу ответить на вопрос: каким предстает и как действует человек, поступающий по Духу? Или: как узнать, поступаем
или не поступаем по Духу?
Для начала вспомним лозу и ветви. В чем убедительность свидетельства, что ветвь верна лозе? Их связь еще не доказывает того,
что они питаются от одного жизненного источника. Единственное объективное свидетельство - это плодоношение или его отсутствие. То
же самое относится и к верующему.
Автограф Духа
Итак, плод - это явное свидетельство чуткости верующего к Святому Духу и зависимости от Него. Это красноречивый знак. Плод отделяет
поступающих по Духу от производящих его. Это не просто отличительная черта духовной жизни, это главная ее черта. Когда мы видим плод
в жизни верующего, то с несомненностью знаем, что святой Дух хранит это чадо Божье. Человек становится чем-то большим, чем Его собственность,
он подвергается Его воздействию.
Чем ближе вы узнаете верующих, действительно поступающих по Духу, тем лучшими они предстают вам. В них нет никакой изворотливости.
У вас не создается впечатления, что они что-то скрывают. Они излучают цельность. У вас возникает ощущение, что им можно доверить
интимнейшие вещи. Вы даже можете невзначай поймать себя на том, что открылись им совершенно не свойственным вам образом.
Они не упражняются в запугивании. Они не полагаются на личные качества и напускное воодушевление, чтобы расположить вас к себе.
Они в ладу с собою. И они почти с пылкостью принимают вас такими, какие вы есть. По этой причине вы чувствуете к ним расположение.
Они принадлежат к той породе людей, которым вам хочется подражать не из-за какого-то отдельного умения или таланта, но благодаря
глубине их натуры.
Мы говорим не о совершенствовании. На самом деле никто так много не просит прощения, как поступающие по Духу. Их чуткость к Духу
наделяет их сверхъестественной чувствительностью, открывающей им глаза, когда обидели или задели кого-то. Их внутренняя уверенность
позволяет им быстро реагировать, когда они осознали свой грех или ошибку в суждении.Они не боятся признать свою вину. Они примирились
с фактом своей греховности. Однако они уверены, что обладают силой подняться над плотскими потребностями и желаниями.
Верующие, исполненные Духом, лучше всего проявляют себя в беде. Тогда становится очевидным, что где-то в глубине их личности
таится источник верности. Когда все опоры и подпорки рухнули, а они стоят, как прежде, никто уже не станет говорить, что их уникальность
- всего лишь побочный продукт окружающей Среды. У них бывают спады: не всякое сражение они выигрывают. Время от времени сомнения
и искушения выбивают их из седла. Но период возрождения у них поразительно быстрый. Они не складывают оружия. И когда они терпят
поражение, кажется, что они только выиграли от этого опыта. Их жизнь характеризуют следующие девять добродетелей:
* Любовь.
* Радость.
* Мир.
* Терпение.
* Доброта.
* Праведность.
* Верность.
* Кротость.
* Самообладание.
Я перечислил эти качества не для того, чтобы шаг за шагом описывать и определять их. Детальность в некотором смысле могла бы
быть полезной для нашего разговора. Но она создает и проблемы. Позвольте мне объяснить какие. Готовясь писать эту главу, я прочитал
несколько разделов из других кних, дававших развернутые определения каждого качества. Отметив, что все авторы говорят, к примеру,
о доброте, я сразу же сосредоточился на собственном желании стать добрее: начал размышлять о всех недобрых поступках и словах, имевших
место в последнее время. Потом помолился и попросил Бога сделать меня добрее. И поймал себя на мысли, что строю из себя добряка.
Когда я прочел о кротости, случилось то же самое. Я понял насколько был резок, вспомнил, насколько могу быть нечувствительным
к чужим переживаниям. И вдруг начал говорить Богу, что хочу быть намного мягче. Теперь вы понимаете в чем тут трудность.
* “Я должен проявлять больше любви к людям”.
* “Я должен быть терпеливей”.
* “Я нуждаюсь в самодисциплине”.
* “Мне недостает верности”.
* ”Я...я...я...я...”
Вот почему апостол Павел просто перечислил все эти добродетели и двинулся двльше. Это не цели, которые нужно преследовать. Почему?
Потому что ни вы, ни я не можем производить плод. Запомним это. Это не наша обязанность. его производит Святой Дух. Мы - только посредники.
Плод Духа не был задуман как демонстрация нашей преданности и решимости. Это свидетельство нашей зависимости и чуткости к голосу
Духа.
Пристегните ремни!
Не могу придумать ничего лучшего, чем этот пример. Садясь в машину, я инстинктивно застегиваю ремень безопасности. Я делаю это
автоматически, но так было не всегда. Было время, когда я редко пользовался им. Я привычно повторял про себя: “Знаю, что должен пристегиваться,
но...” Иногда я заставлял себя, иногда нет. Что же меня изменило? Сознательное стремление или дисциплина? Или я вдруг ощутил удовольствие
от этого занятия? Может, подействовал некий закон пристежного ремня? Отнюдь. Перемена произошла по причине, не имевшей особого отношения
к ремням. Она имела отношение к безопасности.
Много лет назад Департамент транспорта вместе с производителем автомобилей начали кампанию по национальной безопасности. Но и
задолго до этого мы все были убеждены в том, что ремни безопасности спасают жизнь! Честно говоря, ремнями я совершенно не интересуюсь
- меня интересует жизнь! Чем больше я сознаю потребность в безопасности, тем инстинктивней пристегиваю ремни. Так что теперь без
них мне становится не по себе.
Я по прежнему не являюсь поборником пристежных ремней и никогда не думаю о них. Пожалуй, я бы даже не смог описать их устройство.
Тем не менее это часть моей жизни. Почему? Потому что я поборник безопасности. А ремни обеспечивают эту самую безопасность.
Плод Духа - побочный продукт настроенности человека на голос Духа. Чем больше мы сознаем присутствие Духа в нашей жизни, тем
больше плодов приносим. Поступать по Духу не значит полностью сосредоточиться на плодах. Это значит быть чутким к Духу. Не плод находится
в центре нашего внимания. Мы не должны начинать свой день с обещания принести плод. Наш обет - поступать по Духу. И в результате
этого решения созреют плоды Духа.
Чудесное открытие
Плод Духа нередко застает нас врасплох. Я много раз это наблюдал, особенно в жизни новообращенных. История Брета - хороший пример.
Брета в нашей церкви знали все. Он здесь вырос. В первый год учебы в высшей школе он связался с молодыми бунтарями. К моменту окончания
учебы у него возникли существенные проблемы. Родители были в полном отчаянии, но к нему никто не мог подступиться. Он был дитя церкви
и сам все знал. Через несколько лет напряженного бунта Брет окончательно зашел в тупик.
Он присоединился к нашему братству благодаря юношеской организации. Среди своих сверстников он почувствовал себя на месте и поверил,
что его опыт может пригодиться остальным. Очень скоро мы увидели чудесную перемену. Его гнев и разочарование уступили место миру
и радости. Его агрессивные манеры исчезли, и он превратился в добрейшее существо. В группе подростков он возглавил воспитательную
работу, продемонстрировав при этом сверхъестественное терпение. Когда его спрашивали о старых дружках, он говорил: “Меня это совершенно
не прельщает. У меня нет больше стремления к такому образу жизни”.
Если Брета спросить, что по его мнению, привело к таким драматичным переменам в его жизни, он ни за что не скажет: “Целеустремленность”.
Я достаточно хорошо его узнал, чтобы понять, что к переменам он и не стремился. Он не собирался вырабатывать в себе качества, перечисленные
в 5-й главе Послания к Галатам. Так вот, на вопрос о причинах перемен Брет ответит: “Я просто доверился Богу. Я сказал Ему, что не
могу справиться с собой и прошу Его сделать это через меня. Я просто сосредоточился на Нем”.
Плод застиг Брета врасплох. Вот что бывает, когда мы переносим наше внимание с себя на Дух. Наша верность дает Ему свободу делать
то, что только Он один и может сделать. Результатом будет необычный характер, легкость перемены и плод, который пребывает (см.Ин.15:16).
После мучений в Майами я много недель подряд ловил себя на том, что делаю или не делаю не свойственные мне вещи. В стрессовых
ситуациях я сохранял невозмутимость. Вместо того чтобы занять оборонительную позицию, я был кроток. Что до искушений, которые обычно
выбивали меня из колеи, я побеждал их усилием воли. Теперь мне было намного легче признать, что я не прав. Я уже не боялся, что окажусь
неподготовленным. Странно, но все это проистекало не из моей решимости перемениться. Все это происходило само собой. Я чувствовал,
что становлюсь добрее, мягче и отзывчивее.
Такова природа плода. Он застигает нас врасплох. Мы не производим, а обнаруживаем его. Начав поступать по Духу, вы избегаете
яростных споров и думаете: “Кажется, я не терял присутствия духа”. В очередной раз выяснив отношения с детьми, вы вдруг понимаете,
что ни разу не повысили на них голос. Если вас попросят пойти куда-нибудь, где вам нечего делать, вы неожиданно для себя скажете:
“Нет, спасибо”. В конце концов, до вас долетит чей-то разговор: “Уж не знаю, что с ним приключилось, но он действительно переменился”.
И вы поймете, что этот человек прав, но не потому, что вы решили измениться. Это произойдет лишь тогда, когда вы пойдете навстречу
позвавшему вас голосу Святого Духа. Запомните: плод - это не то, что вы производите, а нечто такое, что застигает вас врасплох, когда
Святой Дух производит его через вас.
Обманщики, берегитесь!
Отличительный знак духовности в людях - это приносимый ими плод. Вот мерило нашего пребывания в Боге. Библия говорит об этом
с кристальной ясностью. Однако меня не перестает удивлять, почему верующие так склонны подменять эту ясность другими мерилами или
критериями. Р.К.Спраул превосходно говорит по этому поводу: “Вполне понятно, почему плод Духа не возведен нами в ранг праведности
вышей пробы. В нас так много плотского, что мы предпочитаем другие критерии. Духовность - слишком высокое мерило, мы не годимся для
него. Поэтому в наших христианских субкультурах мы предпочитаем не столь высокий критерий...Состязаться друг с другом куда легче,
если подмешать к духу немного плоти. И как же трудно принять в качестве мерила нашу любовь!”
Два наиболее распространенных эрзаца плода: 1) духовные дары и 2) природные таланты. Позднее мы подробно поговорим о природных
дарованиях. Но достаточно сказать, что они вовсе не призваны служить мерилом нашей духовности. Как мы увидим, они играют очень важную
роль, но нигде в Писании не предстают критерием духовности. Даже самые “плотские” верующие имеют дары: Бог одарил каждого верующего.
В этом нет нашей заслуги. Так же, как нет нашей заслуги в том, что дар иногда облекается в плотскую форму.
Нетрудно понять, почему плод так охотно подменяют дарами и талантами. Ведь гораздо легче обнаружить дарование, чем поступать
по Духу. Но причина не только в этом - некоторые дарования и таланты обладают высокой ценностью в глазах людей. Они нас развлекают.
Когда дарования и таланты используют с умом, они могут угодить толпе. К тому же они способны принести выгоду. Можно организовать
конференции и конкурсы дарований. Можно уверить всех, что быть финансистом - особый дар. Духовные дары оказывают неоценимую помощь
в сочинении книг и подготовке эмоционально заряженных проповедей. Но ничто из выше перечисленного не указывает на то, что одаренный
мужчина или даровитая женщина находится во власти Святого Духа. Иисус много говорит о подмене плодов дарами: “Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их... Не всякий, говорящий Мне : “Господи!
Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи!
не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда
объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие””(Мф.7:15-16; 21-23).
Иисус предостерегал окружавших Его людей против одаренных лжепророков, которые завладеют их доверием и поведут за собою. То будут
люди, которые по наружности кажутся праведными, но испорчены изнутри. Они будут хорошо играть свою роль. Они будут говорить правильные
слова. Они с легкостью увлекут за собой толпу. Но, говорит Он, есть способ понять, что же происходит на самом деле. Смотрите на плоды.
Тем самым Он дает понять, что будет очевиден контраст между ролью, которую они играют, и их сущностью.
Посмотрим снова на деяния этих людей, которые они совершают именем Христовым. Они не просто прекрасные ораторы - они совершают
удивительные вещи. Среди них есть лжепророки, которые предсказывают будущее. Есть люди, известные своими способностями изгонять злых
духов. Есть и чудотворцы. Все это блистательные, поражающие воображение деяния. Они угодны толпе. Люди смотрят на их дары и думают:
“Наверное, это Божьи люди”. Но Иисус сказал: не соблазняйтесь. Посмотрите лучше на их плоды. И если не увидите доброго плода, идите
своей дорогой.
В Библии одаренность не равна величию. Иисус сказал: “По плодам узнаете их”. Не по тому, насколько они могут походить на помазанников.
Не по чудесам, которые они творят. Не по откровению, которое они якобы имеют. Вы узнаете благословляющую десницу Божью по плодам,
которые приносят мужчины и женщины. Человек, заявляющий, что он творит чудеса силой Духа, но не приносящий плодов Духа, или лжет
или заблуждается. Вот что хотел сказать Иисус.
Будем говорить откровенно: великие проповедники не обязательно великие христиане. То же самое относится к известным апологетам
Евангелия и пользующимся большим успехом христианским писателям. Если вам интересно, какой я христианин, спросите мою семью и сослуживцев
- это настоящий индикатор. Для меня намного легче произнести проповедь о терпении, чем быть терпеливым. Для меня естественно проповедовать,
у меня прирожденный дар к проповеди. О том же пишет Р.К.Спраул: “Мне легче написать книгу о мире, чем быть миротворцем”.
Плотской человек любит производить впечатление. Вследствие этого мы все время впадаем в искушение подменить плоды Духа внешними
поступками, а это ведет к самообману. Вполне естественные вещи можно легко принять за духовную зрелость. Женщина, обладающая даром
преподавания, получает возможность работать на женских курсах, и все восхищаются ее “решимостью”.
Отец семейства обожает спорт, сын играет в его команде. Отец добровольно берется тренировать церковную команду, и его автоматически
зачисляют в церковные лидеры. Женщина, одаренная организаторскими способностями, устала сидеть дома и начинает работать на добровольных
началах в церковной бухгалтерии. Она так хорошо справляется со своими обязанностями, что пастор подзывает ее во время утреннего богослужения
и объявляет, что она получила “дар от Бога”.
Одаренный оратор свидетельствует в церкви, и вот уже приглашают выступать по всему городу. Вскоре в народе начинают говорить:
“У него настоящая харизма”.
Это случается сплошь и рядом. Поэтому неудивительно, что в наших церквах так много разделений. До тех пор, пока талант и одаренность
будут главными критериями при выборе лидеров, мы сами будем напрашиваться на неприятности. Подумаем об этом. Слышали ли вы когда-нибудь
о трудностях, возникших в церкви из-за нехватки талантов и одаренных людей? Я - нет. Внутрицерковные проблемы, о которых я слышу,
связаны с людьми, имеющими множество талантов, но очень мало плодов. Многие церкви страдают от недостатка плодов. И так будет до
тех пор, пока плод - не талант и не дар! - не станет главным критерием для выбора лидера. Запомним, “по плодам узнаете их”. Он может
быть страшно общительным. Она может быть великолепной солисткой. Ее книги, возможно, перевернули вашу жизнь. Но добры ли они? Есть
ли у них самообладание? Любят ли они окружающих? Терпеливы ли? Не дайте себя одурачить. И не обманывайтесь сами. Не поддавайтесь
внешнему впечатлению.
Отличительные черты
Моя семейная жизнь преподнесла мне один важный урок. То, в чем мы с женой отличаемся друг от друга, открывает наилучшие возможности
для бескорыстной любви. Например, мы оба любим жаркое. Поэтому, когда я говорю: “Давай на обед быстренько сделаем сэндвичи с мясом”,
она не знает, говорю я это, потому что сам люблю жаркое или потому, что его любит она. Но представим себе, что я ненавижу жаркое
,а она его обожает. Тогда, если я предложил ей жаркое, она знает наверняка, что это - ради нее. Различия дают возможности для выражения
бескорыстной любви. Когда мои предложения не совпадают с моими вкусами, она знает, что я забочусь прежде всего о ней.
Можно прибегнуть к тому же принципу, чтобы отличить духовных людей от просто “симпатичных”. В конце концов, заблудшие души вполне
могут быть терпеливыми и добрыми. Почти все до некоторой степени владеют собой. Поэтому, если человек терпелив, это еще не значит,
что он или она поступает по Духу. То же самое относится к остальным восьми свойствам Духа. На самом же деле я встречал некоторых
неверующих, которые имели больше плодов, чем многие христиане.
Плод Духа отличается от своей противоположности тем, что он не зависит от внешних условий. Одно дело иметь мир и радость, когда
все идет как по маслу. И совсем другое дело сохранять мир и радость, когда земля уходит из под ног. Одно дело любить своих детей,
и совсем другое - любить врагов.
Нередко за плоды Духа выдают то, что является не более чем плодом удачных обстоятельств или взаимовыгодных отношений. Своими
корнями этот мнимый плод глубоко уходит в окружающую среду. Вследствие этого, когда окружающие условия меняются, плод жухнет и умирает
- и, как правило, это быстрая смерть.
Вот почему “чудесные христиане” могут превращаться в настоящих людоедов. Вот почему “Божьи люди” бросают своих жен и детей. Вот
почему “образцовые христианки” впадают в тяжелейшие эмоциональные и нравственные состояния. Пока человек зависит от обстоятельств,
он в лучшем случае очень хрупок. Он подвержен переменам, как погода. Такие люди поистине не властны в своей жизни: они рабы обстоятельств.
Но об этом никто не узнает, пока ветер перемен не постучится в их двери.
Большинство людей вообще не меняются. Меняются обстоятельства. Награда, которую они получают за свое отношение к другим, меняется
тоже. То, что кажется переменой, - просто реакция на происходящее вокруг них. Люди, зависящие от всего и вся, тотчас откликаются
на перемены в окружающей среде. Они очень последовательны.
Мир и радость, которые ощущает человек, не обновленный духовно, - это плод спокойных обстоятельств. Когда они меняются, тот же
человек может впасть в ярость. Нежность по уши влюбленного мужчины или женщины может быть всего лишь плодом страстного влечения.
Но когда страсть ослабевает, проявления его или ее любви могут стать менее ощутимыми. Самообладание служащего, невзлюбившего своего
босса, может быть плодом мудрой политики данной фирмы. Но в тот день, когда босс выдаст ему увольнительный листок и уже не будет
нужды изображать из себя добряка, мы можем увидеть этого молодого человека совсем с другой стороны.
Подобно тому как бескорыстная любовь сверкает ярче всего во тьме наших различий, так же и плод Духа обнаруживает свой божественный
источник, когда обстоятельства и взаимоотношения поворачивают к худшему. Именно потому, что это плод Духа, а не чего-то другого,
он не будет хрупким. Он не подвержен переменам. Он глубоко укоренен в личности Христа. Когда мы пребываем в Нем и даем Ему действовать
через нас, результатом будет формирование характера, стойко сопротивляющегося хаосу жизни.
Плоды Духа - это:
* Любовь - у тех, кто любит безответно.
* Радость - вопреки мучительным обстоятельствам.
* Мир - когда не удается то, что вы рассчитывали.
* Терпение - когда дела идут медленнее, чем вам бы хотелось.
* Доброта - к тем, кто к вам не добр.
* Великодушие - к тем, кто был умышленно бессердечен к вам.
* Верность - когда друзья оказались неверными.
* Кротость - к тем, кто обошелся с вами грубо.
* Самодисциплина - во время сильного искушения.
Великолепный пример
Обычно люди реагируют на это негативно. На первый взгляд, вся картина выглядит слишком благостной и нереалистичной, если учесть
обстоятельства, в которых многие вынуждены работать. Как сказал один человек: “Десять часов в день я охотился за крокодилами. Если
бы я был кротким и добрым, они бы съели меня на обед!” Другой сказал: “Люди, с которыми я работаю, не ценят доброты”.
Будем мужественными. Святой Дух не плодит бесхребетных неудачников. Совсем наоборот. Сотни верующих приписывают свой успех переменам,
происшедшим в их жизни, как только они уступили голосу Святого Духа.
Подумайте вот о чем:
Повысили или понизили бы продуктивность вашей работы
* злобность,
* депрессивность,
* подверженность стрессам,
* нетерпеливость,
* бесчувственность,
* удары в спину,
* грубость,
* умение обуздывать страсти?
Или скажу иначе. Если бы у вас была возможность выбрать девять качеств, свойственных людям, с которыми или на которых вы работаете,
появилось бы хоть одно из них в вашем списке? Сомневаюсь.
Все добродетели, присущие плодам Духа, родственны. Эти свойства делают человека более привлекательным, приятным для окружающих.
С ним радостно работать. Эти качества улучшают отношения с заказчиками, укрепляют браки, отношения родителей и детей - решительно
все. Вы не можете ничего потерять, поступая по Духу.
Идеал, которому стремится подражать духовный человек, - это Христос. Его жизнь отличают любовь, радость, мир, долготерпение в
противовес обычным мирским качествам. Он явно не был слабохарактерным. При необходимости Он давал отпор клеветникам, но умел и хранить
молчание. У Него хватало мужества и ума вступать в состязания с интелектуалами своего времени, принимая их правила игры. Он говорил
как власть имущий. Люди особенно дети, тянулись к Нему. Даже грешникам нравилось быть рядом с Ним. Он был очень надежным человеком.
В Нем не было ничего претенциозного или устрашающего. Ему не нужен был весь этот реквизит. А в конце жизни Он сразился с жесточайшим
врагом - смертью. И Он победил!
Тот же Иисус, который прожил столь замечательную жизнь, послал нам Духа, чтобы Он вселился в нас. Его цель в том, чтобы Он Сам
отобразился в нас: Его мужество, самообладание, любовь - все. Помните, что Он сказал Своим ученикам? “Мир оставляю вам, мир Мой даю
вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается”(Ин.14:17; курсив мой).
Его мир доступен мне и вам. Его мир не исчезает, когда обрушивается крыша. Его мир выстаивает, когда уходит лучший друг в трудный
час жизни. Его мир остался нерушимым во время издевательского судилища, основанного на ложных обвинениях и завершившегося смертным
приговором. Его мир таков, что он побеждает смерть, даже смерть на кресте.
Его мир не похож на окружающий нас, который меняется вместе с переменой ветра и обстоятельств. Нет, Его мир - это мир, который
пребывает вовек, мир, который находит свой источник в неизменной природе Бога. Духовная жизнь не пассивна. Она не опрокидывает человека
навзничь в смертельной схватке. Она дает нам “царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа, Господа нашего” (см.Рим.5:17).
часть 1, часть 2, часть 3, часть 4
|