7. Христос в Священном Писании
1. Божественность Христа
Нет сомнения, что исследователь христианства столкнется со многими серьезными вопросами. По всей вероятности наиболее серьезным
вопросом окажется - Божественность Христа. Под этим я разумею веру христиан в то, что Иисус, рожденный Девой Марией в Палестине и
живший на нашей земле некоторое время, является Сыном Божьим и есть Бог-Сын.
Может показаться, что такая вера является трудной для многих; но эта трудность не может изменить тот факт, что христианство -
единственная истинная религия. Вера христиан в существование трех Ипостасей (Личностей) в Едином Боге не делает необходимым, чтобы
одна Ипостась (Личность) существовала ранее другой (во времени) или чтобы одна Ипостась (Личность) была старше другой, в любом смысле
этого понятия. Бог - един, но открывает Себя в трех лицах (Ипостасях), чтобы явить Свой план Искупления мира.
Прежде чем начать исследование вопроса о Божественности Христа, необходимо рассмотреть утверждения Библия об отцовстве Бога по
отношению ко Христу.
1. Откровения, исходящие от Бога Отца
В Евангелии от Луки, глава 1, стихи 31 и 32, мы читаем, что ангел Господень сказал Деве Марии: "И вот, зачнешь во чреве, и родишь
Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего", и когда Иисус был рожден, то пророчество Исаии исполнилось.
"Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог"
(Ис.7:14, и Мат.1:22-23).
Далее мы читаем в Евангелии: "И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия,
который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался
на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором мое благоволение" (Мат.3:16-17).
Далее, в то время как Иисус был с тремя учениками на горе Фавор, Он разговаривал с Моисеем и Илией, и - "когда он (Петр) еще
говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение;
Его слушайте" (Мат.17:5).
2. Высказывания Христа
Христос, в одной из Своих притчей, сказал: "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь" (Иоан.15:1). Затем, в
Евангелии от Иоанна, глава 10, стихи 27-30, Он объявил: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю
им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Отца Моего". И в Своей заключительной проповеди Он сказал: "Я
к Отцу Моему иду. И если чего попросите... во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите (у Меня - греческ.текст)
во имя Мое, Я то сделаю" (Иоан.14,12-14).
Когда иудеи похвалились Христу о том, что моисей дал им манну в пустыне, то Он сказал им: "Истинно, истинно говорю вам: не Моисей
дал вам хлеб с неба, а Отец мой дает вам истинный хлеб с небес" (Иоан.6:32).
Он сказал также другим: "Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего:
ибо что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам... ибо, как Отец воскрешает мертвых
и оживляет, так и Сын оживляет, когда хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца",
и потом Он добавил: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши,
оживут" (Иоан.5:19-23,25).
Затем, позже, в то время как Он учил народ, Он сказал: "Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха; но
раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Иоан.8,34-36).
"В беседе с другими людьми Он сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не
только нарушил субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу" (Иоан.5,17-18). Однажды Он сказал Своим слушателям:
"Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца... и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас" (Мат.11,27-28).
Когда мы глубоко вникнем в эти слова, то видим ясно, что ни обыкновенный человек, ни пророк, ни апостол, ни ангел с неба, ни
начальник ангелов - не могут уразуметь тайну чудесной Личности Иисуса Христа. Это с полной очевидностью доказывает нам, что Личность
Христа непостижима, ибо никто не может понять Его, как только Его Отец. Несомненно, если бы Христос был обыкновенным человеком, то
Его заявления были бы неверными. Вне всякого сомнения, эти славные провозглашения учат нас, что одной из функций Христа, в Его вечном
единстве с Отцом, является: открыть нам Отца, который описан как "невидимый".
Это откровение, объявленное Христом, может выглядеть как тайна, которую трудно понять. Однако Святой Дух вдохновил автора Евангелия
от Иоанна разъяснить нам это в серии стихов, из которых наиболее ясный есть: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий
в недре Отчем, Он явил" (Иоан.1:18).
Этот стих удостоверяет нам, что никакой человек или ангел никогда не видел Бога и не знал Его так, чтобы быть полностьюосведомленным
о Его Божественных свойствах. То, что было явлено им, пришло через вдохновенье или через "видение". Моисей и другие пророки никогда
не видели Бога. Они получили их откровения через вдохновение, и источником их была вторая Ипостась (Личность) Божества - Иисус Христос,
Сын Божий, ибо только Он, по Своей природе, знает мысли Бога Триединого, и Его цели, так как Он (Христос) есть Бог, Который "явился
во плоти" - (1 Тим.3:16).
Когда Иисус сказал Своим ученикам: "Я и Отец - одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне" - (Иоан.10:30; 14:9;
14:10), то Он разъяснял им о Своем единстве с Отцом, а именно, что Он и Отец являются едиными в существе и славе, в звании и способности,
в воле и цели.
3. Свидетельство апостолов
а) Свидетельство Петра: когда Иисус спросил учеников: "... а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты -
Христос, Сын Бога Живого" (Мат.16,15-16).
б) Свидетельство Иоанна: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем
в истинном Сыне Его Иисусе Христе: сей истинный Бог и жизнь вечная" (1Иоан.5,20).
в) Свидетельство Павла: "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился
закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал.4,4-5).
4. Свидетельство пророков
а) Премудрый Соломон: "кто завязал воду в одежду? кто поставил вне пределы земли? какое имя Ему? и какое имя Сыну Его? знаешь
ли? Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него" - (Прит.30,4-5).
б) Даннил: "Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен
был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное,
которое не прейдет, и царство Его не разрушится" - (Дан.7,13-14).
в) Иоанн Креститель: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним... Приходящий свыше и есть
выше всех... и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его... Отец любит Сына и все дал
в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан.3,28.31.32.35.36).
После свидетельств, записанных в приведенных выше стихах, мы должны помнить, что Христос назван именем "Сын Божий" потому, что
Он является второй Ипостасью (Личностью) Божества. Итак нужно понимать, что Слова "Сын" и "Отец", согласно христианскому вероучению,
не имеют никакой связи с человеческим понятием об отцовстве и сыновстве.
"Сын" в Библии назван именем "Слово" , а также назван: "образом Бога невидимого", "сиянием Его славы", и "выражением образа Божия",
и "Еммануилом" (что значит: с нами Бог). Все эти имена объясняют слово "Сын". Подобно тому, как слово выражает собой мысль, открывая
то, что есть в разуме, точно так "воплощенное Слово" являет Бога и открывает Его мысли по отношению к человечеству. Как портрет выражает
собой подобие личности человека, так и Иисус являет Собой Бога; и как свет солнца являет его славу и элементы самого солнца, точно
так и Иисус являет Собою свет славы Божией, отражая славу духовной природы Божества. Однако Он, по Своей великой любви, завуалировал
Себя подобием плоти в течение Своей жизни на этой нашей земле, чтобы мы могли увидеть Бога и слышать Его.
Из того, что уже было сказано, мы знаем, что Сын был Посланником, явившим Собою Божество, и Он был также средством откровения
Бога чувствам человека очень наглядным путем. Точно также Святой Дух, третье Лицо Святой Троицы - есть Посредник Божий для сознания
человека, так как мы не можем уразуметь истинную природу откровения без помощи Святого Духа, наставляющего нас и открывающего наш
разум к разумению тайн божественного откровения. Вдохновленный этой истиной апостол Павел сказал: "Никто не может назвать Иисуса
Господом, как только Духом Святым" (1Кор.12:3).
Вероятно слово "Сын" тревожит умы некоторых людей, потому что они немедленно представляют себе его родство со словом "Отец",
таким образом что Отец предшествовал Сыну во времени и в положении между ними. Однако мы желаем уверить вас в том, что слово "Сын"
ни в коем случае не обозначает какое-либо неравенство или предшествие между Ними, потому что слово "Отец", когда относится к Богу,
не может быть применено, если в то же время нет "Сына"; и слово "Сын" влечет за собой одновременно слово "Отец".
На основании Библии мы можем сделать заключение, что Бог от вечности имел имя "Отец", что требует существования "Сына" также
от вечности.
Возможно, что это вызовет недоумение и несогласие, в которые впадает большинство людей по отношению к термину "равенство", связанному
с идеей, что Отец должен был существовать раньше Сына и мыслью о разнице во времени между Ними. Более правильным путем выражения
является то, что никто не становится "отцом" до того момента, когда "сын" становится живым существом. Разница во времени в этом случае
является воображаемой и обманчивой, когда это относится к Богу и Его Сыну Иисусу Христу. Если мы добавим к этому, что Бог не рождает
и Сам не рожден, в общепринятом смысле этого слова, то мы должны это человеческое понятие совершенно изъять из понятия о Боге и должны
думать более разумно.
Мы пользуемся терминами "сын истины" и "сын света", обозначающими сходство между ними и истиной и светом, и именно таким же путем
Иисус был назван "Сыном Божиим" по причине полного сходства между Отцом и Сыном в Личности Единого Бога. Иисус был назван так потому,
что только Он является полным и вечным откровением Личности Бога человечеству, или как мы читаем в Послании к Евреям, гл.1,1-2: "Бог
многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником
всего, через Которого и веки (миры) сотворил", и в Евангелии от Иоанна 1,14 мы читаем, что Иисус явил славу Божию, где сказано: "И
Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца".
|