2.3. Деление времени
в древности
Как написано в Быт.1:14 Бог создал солнце и луну, чтобы отделить свет
от тьмы и дал определенные знаки, чтобы показывали времена, дни и годы.
День определяется по вращению земли вокруг оси, год по движению земли
вокруг солнца. День, можно заметить, был взят как основная единица для
всех систем, регулирующая хозяйственную и публичную жизнь. У евреев день
имел 12 часов, с утра до вечера, когда рассчитывали 24 часа, называли
днем и ночью (Втр.28:66-67). В гражданском египетском календаре месяцы
за 30 дней были разделены на три квартала. Десять дней были единицей измерения
времени и находим это в Быт.24:25 и 1Ц.25:38. О десятом дне говорится
как о празднике и особом случае, как написано в Исх.12:3 и Лев.16:29.
У евреев время делилось на недели и каждая неделя имела 7 дней. Дни не
имели названий, один единственный назывался шаббат или днем покоя, остальные
носили простые названия: 1-й день, 2-й..., 6-й день, который еще называли
днем приготовления и 7-й день, который называли шаббат или днем отдыха.
Кроме еврейских названий, существует и так называемое "планетное
название дней", в котором каждому дню недели присваивалось название
одной из семи планет. (Здесь нам будет трудно увидеть корень в названии,
это возможно увидеть, зная румынский (mercuri -> mercuriu; vineri ->
venera)). Всему средиземному пространству была знакома это система. Она
не была в контрасте с еврейской системой, они существовали параллельно,
а впоследствии слились. Христианская церковь унаследовала обе номенклатуры
недели, и еврейскую, и ассирийско-вавилонскую.
|