МОЛИТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ
Особым, доступным для всех без исключения детей Божиих является молитвенное служение. Писание с особой теплотой отмечает людей,
занятых этим видом служения. Например, "тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова... которая не отходила
от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь" (Лк.2.36-37). Таким образом Бог подчеркивает ценность молитвы не только
в том, что она является великим источником Божьих благословений для самого человека: "просите и дано будет вам" (Мф.7,7),
но и в том ее ценность, что это особая форма служения Богу, которую Апостолы рассматривали, как духовный подвиг, требующие времени
и большого усердия (Д.А.6.4; Рим.1.9-10). Часто люди не знающие Господа, считают, что молитва - это способ получения чего-нибудь
у Бога для себя и для близких. Это не совсем так. Действительно, все, чем обладает христиане, он получил через молитву, но удовлетворение
личных нужд человека - это не назначение и не цель молитвы, а лишь способ, посредством которого выполняется главное назначение молитвы,
являющейся формой служения Богу.
Сам Бог не нуждается в наших молитвах для осуществления Своих действий. Он абсолютно непреложен в Своей воле (Евр.6.17), и если
Он положил нечто в плане Своем - Он выполнит это независимо от желания людей. Но Бог пожелал, чтобы слабые человеческие существа,
искупленные Кровью Сына Его Единородного, участвовали в Его дивных делах и были соработниками у Него (1 Кор.3.9), и посредством молитвы
управляли делами. Таким образом, живя молитвенной жизнью мы служим Богу тем, что принимаем участие в Его делах, в осуществлении Его
воли; кроме того, мы служим тем, что помогаем нашим ближним, ходатайствуя о них пред Отцом Небесным. Но более всего молитва нужна
самому молящемуся. И не столько потому, что через нее он получает от Бога благословения, но и потому, что это самый простой способ
общения с Богом, доступный для всех, инструмент познания духовных процессов и явлений, средство получения спасения, возрастания во
спасение и обретение желанного покоя в вечности. Поэтому вполне понятны слова, и если молитва - истина, то это великая истина.
Один из известных ученых высказал следующую мысль: "Молитва есть могущественная сила во всей вселенной, между тем как церковь
остается слепой к этому факту" - так начал свою замечательную книгу "Истинная молитва" доктор богословия Кортланд
Мейерс.
Молитва - это разговор с Богом. Истинная молитва должна состоять из таких элементов как: поклонение, прославление, прощение, защита,
благодарение, ходатайство, общение и ожидание. Во время молитвы часто становится местом откровения от Бога. В молитве следует обращаться
к Богу Отцу через Сына Его Иисуса Христа, в силе Духа Святого и помнить, что во время молитвы мы находимся в особом присутствии Божием,
поэтому - это момент особого благословения. Молитва требует уединенности духа. Христос сказал так: "Затвори дверь твою"
(Мф.6.6). Эта уединенность может быть и в шумной толпе и в отдельной комнате. При таком, обособленном от всех людей диалоге молящегося
с Богом - человек представляет себя таким, какой он есть. Бессмысленно преклонять колени и говорить формальные слова и казаться молящимся
пред людьми. Такое поведение - самый жалкий вид лицемерия.
Молитва должна возноситься во имя Христа. Имя - это символ личности, ее принципов, ее власти. Действовать во имя кого-то - это
значит действовать как доверенное лицо пославшего. Следовательно, молиться во Имя Иисуса Христа - это значит выступать Его представителем,
с Его властью и правами. Для этого мало сказать в молитве: прошу во Имя Господа Иисуса Христа, для этого надо иметь общие со Христом
интересы, цели, намерения. То есть единство в повседневной жизни со Христом должно предшествовать единству в молитве. Молиться во
Имя Иисуса Христа, значит жить жизнью Христа, не быть самим собой, а быть тем, кем он желает нас видеть, и тогда "чего попросите
Отца во имя Мое, то сделаю" (Ин.14.13), - сказал Христос.
Целью молитвы должно быть прославление Бога. Поэтому слова Христа: "если чего попросите...", заканчиваются: "да
прославится Отец в Сыне" (Ин.14.13). Прославление Бога в молитве не сводится к тому, чтобы как можно больше употреблять в молитве
слов "слава", "хвала", "Аллилуя" и т.д., но отношение к Богу. Прославление Бога - это молитвенные просьбы
о действиях способных действительно прославить Отца Небесного. Часто это могут быть самые обыденные житейские действия, но если Бог
усмотрит, что через них Имя Его будет прославлено, Он пошлет просимое.
Молитва - это разговор с Отцом. Христос дал Своим ученикам образец молитвы (Мф.6.8-13), известной под названием "Отче наш".
Но Он не желал, чтобы мы, дети, обращались к Нему заученными фразами чужих молитв или строчками из Писания. Молитвы учеников по Писанию
(в кн. Д.А.) - это свободные молитвы, высказывающие их конкретные нужды. Да и трудно представить, чтобы сын, прийдя к отцу, обращался
бы к нему заученными словами.
Положение тела при молитве не имеет особого значения. Во всяком случае, Библия не указывает на определенные установления в этом
вопросе. Христос стоял и молился (Ин.17.1), преклонил колена (Лк.22.41), падал на лицо Свое (Мф.26.39). Пророк Илья молился сидя,
закрыв лицо руками, Давид молился в постели (Пс.62.7), Ап. Петр - на воде (Мф.14.30), умирающий на кресте (Лк.23.42). Нет особых
установлений в отношении места и времени молитвы. Можно молиться в определенное время и в точном отведенном месте (Дан.6.10), по
особым случаям: например, Христос молился перед избранием двенадцати Апостолов (Лк.6.12-13); перед Голгофой (Лк.22.39-46); после
великого успеха (Ин.6.15).
Можно молиться рано утром (Мк.1.35); всю ночь (Лк.6.12); во время особых переживаний (Исх.2.23); при принятии пищи (Мф.14.19).
Место для молитвы можно найти в комнате (Мф.6.6), среди природы (Мф.14.23), в церкви (Ин.17.1). Ап. Павел, говоря о незначительности
места, времени и заученности молитвы, написал: "Всякою (а не заученною) молитвою молитесь во всякое время..." (Еф.6.18)
"...и на всяком месте" (1 Тим.2.8). Особым местом является дом молитвы, где собираются дети Божии. По установившейся традиции,
в доме молитвы, при большом стечении народа, молится несколько человек поочередно, дабы все было "благопристойно и чинно"
(1 Кор.14.40).
Часто христиане приходят в трепет от сознания силы Божьей, доступной им через молитву и понимание собственной немощи и неумения
правильно распоряжаться этой силой. Бывает, что человек может долго и со слезами взывать к Богу о том, что совершенно не нужно для
его духовного роста и, в то же время, не попросить крайне необходимого. К счастью Бог позаботился о нас и Дух Святой "подкрепляет
нас в немощах наших, ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными"
(Рим.8.26). Таким образом, Дух Святой молится с нами. Он знает, в чем мы нуждаемся и помогает нам в нашей молитвенной жизни. В результате
молящийся получает всестороннюю помощь. Особое значение имеет молитва в Духе (Еф.6.18). Современный богослов О.А Тярк пишет по этому
поводу так: "Молитва в Духе не означает того, что сознание выключено. Спиритизм, например, говорит об общении с духовным миром
через медиума (посредника), причем, сознание в таких случаях выключается - он становится автоматом. Он пишет или говорит без участия
разума и воли. Когда же Дух Святой использует человека в своих целях, Бог не выключает те способности человека, которые Он Сам вложил
в него ", а освящает их и использует. Когда, например, Лука писал Евангелие, его рука не писала автоматически, а Дух Святой
позволил ему тщательно исследовать по порядку с самого начала (см.Лк.1.3).
Молиться в Духе - это не значит молиться в каком-то экстазе, с особым восторгом или восхищением. Духовность молитвы не определяется
и силой голоса - громким или тихим, ни манерой произношения - оживленно или медленно, так все это измеряется нашими органами чувств.
Молиться в Духе - значит молиться в духовной атмосфере, в окружении Духа Святого. Мирская атмосфера препятствует молитве, угашает
ее; духовная атмосфера способствует глубокой молитве, угашает ее. Молиться в Духе - это значит, что молитва должна быть в границах
Духа Святого, а не в рамках нашего "я". Молитва фарисея не была молитвой в Духе потому, что он восхвалял не Бога, а себя.
Человек, который старается молиться вслух на собрании для себя, для того, чтобы удовлетворить свое тяготение к деятельности - не
молится в Духе. Это лишь некрасивые отклонения от молитвы в Духе, от истинной молитвы.
Молиться в Духе - значит иметь подкрепление в немощах наших (Рим.8.26) от Духа Святого, Который побуждает нас к молитве, указывает
нам, когда и о чем молиться. Дух Святой дает общение в молитве и через Него мы можем сказать: "Авва Отче" (Гал.4.6). Молитва
в Духе дает благословенные последствия: молящиеся не чувствуют себя утомленными, а свежими , обогащенными, т.к. они только что были
в общении с источником Духа..."
Есть только определенные факторы, которые мешают молитве и разрушают молитвенный контакт и разрушают молитвенный контакт с Богом.
К ним относятся: потворство греху (Пс.65.18), сознательное неповиновение повелениям Божиим (Пр.28.9), себялюбие (эгоизм) (Иак.4.3),
слабая вера (Иак.1.6), идолы в сердце (Иез.8.15-18). С другой стороны, есть факторы укрепляющие молитвенную связь и помогающие молитве:
искренность и чистота (1Тим.2.8), простота (Мф.6.7), серьезность и настойчивость (Д.Ап.12.5), вера (Мф.21.22), единство духа (Мф.18.19-20),
усилие (Исх.14.15), определенность предмета молитвы (Мф.18.19).
Особой силой обладает молитва, усиленная постом (Мрк.9.29)
Многие люди представляют, что пост - это время полного или частичного отказа от пищи. Это не совсем так. Пост - это состояние
полного духовного бодрствования. Это состояние особого внимания к словам и воле Господа, к действию Духа Святого. Во время такого
особого бодрствования люди действительно отказываются от привычных мирских удобств и удовольствий.
Библия говорит, что люди в Ветхозаветные времена, а также в Новозаветные практиковали пост (Дан.10.2-3; Д.А.13.3 и др.). Бог никогда
и нигде не навязывал людям пост, но люди издавна поняли, что это могучее средство для разрешения многих вопросов и проблем. Пост
- это личное дело, связанное с личной нуждой, но возможны посты, связанные с нуждами других людей или с нуждами церкви (Д.А.14.23)
Писание советует в таких случаях "назначьте пост" (Иоиль 1.14). Церковная практика говорит, что пост- величайшее средство,
данное Богом, для достижения богоугодных целей.
Библия нигде не указывает на необходимость для христиан сезонных постов. Пост - дело добровольное, назначаемое по мере необходимости.
Во время поста люди, чаще всего, вообще не употребляют пищу. Так постились пророки, так постился Христос, так постились Апостолы.
Но возможен и частичный пост, когда человек употребляет только воду и хлеб и т.д. Время начало поста, его продолжительность, возможность
употребления пищи во время поста определяется совестью человека, его нуждой и Духом Святым, живущим в его сердце.
Бог говорит о посте так: "вот пост, который Я избрал; разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу,
и расторгни всякое ярмо; раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом, когда увидишь нагого - одень его, от единокровного
твоего не укрывайся...тогда ты воззовешь, и Господь услышит тебя; возопиешь и Он скажет: "Вот Я" (Ис.58.6-8). Хорошо, когда
в дни поста верующие не просто отказываются от пищи, но и деньги, предназначавшиеся для пищи употреблять на нужды нуждающимся.
Пост должен всегда сопровождаться молитвой. Пост без молитвы - пустоцвет. Собственно вся жизнь христианина без молитвы - не жизнь,
а смерть. Ибо молитва - дыхание христианина. Потому хорошо начинать каждый день с молитвой, принося Богу благодарения, славословия
и прошения. Никогда не пропускайте утренней молитвы и не позволяйте мирским обстоятельствам лишить вас ее. Затем в течение всего
трудного дня, со всеми волнениями и заботами и делами пребывайте в молитвенном контакте с Богом. Для этого не обязательно становиться
на колени, надо мысленно обращаться к Богу, прославляя и беседуя с Ним. Заканчивайте день также благодарением и молитвой.
Прежде, чем отойти к ночному отдыху, испытайте и проверьте пред лицом Господа каждое дело прошедшего дня, возблагодарите Господа
за каждую Его милость, за Его верность и вообще за все Его благодеяния. Безусловно, хорошо и правильно молиться перед принятием пищи,
перед общением и перед важным делом, то есть выполнять наставление Ап.Павла: "непрестанно молитесь" (1 Фес.5.17).
Итак, есть много видов и форм служения Богу, доступных всем без исключения. Это молитвенное и материальное служение. А также служение
святой жизнью. И все эти формы служения не только желательны для христианина, но и обязательны, ибо так чадо Божие выполнит повеление
Писания: "Господу служите" (Рим.12.11)
|