Глава 15 (часть 2)
ТРИЕДИНСТВО ПРОСТРАНСТВА
Рассмотрим по очереди пространство, материю и время. Что касается пространства, то мир является трехмерным. Не больше и не меньше.
Линия или плоскость не отражают никакой реальности, они являются абстрактными понятиями, в природе не существующими. Реальность требует
пространства, а пространство трехмерно. Более того, каждое измерение занимает все пространство, подобно тому как каждое лицо Божества
одинаково и в полной мере Бог.
Человек, исходя из естественнонаучных представлений, выделяет в сотворенном мире три измерения, или направления: север - юг, восток
- запад и верх - низ. Назовем их для краткости соответственно длина, ширина и высота. Каждое из них безгранично по протяженности
и занимает все пространство. Если мы допустим, что существует только одно измерение (например, длина), никакого воображения не хватит,
чтобы представить эту иллюзию, хотя она будет безгранично велика. Линию не видел никто никогда. Если попробовать нарисовать линию,
сколь угодно тонкую, она все равно будет иметь некоторую ширину, чтобы ее можно было различить, то есть окажется уже не линией, а
как минимум частью плоскости! Из этого следует, что одно измерение мы можем представить конструктом, построенным в двух измерениях.
Второе измерение необходимо для того, чтобы показать первое. Реальность "длины" может быть продемонстрирована только одновременным
присутствием "ширины".
Изображая физическую реальность через длину и ширину, мы уже можем воссоздать ее образ. Метод "двух измерений" широко используется
для иллюстрации физической реальности, и действительно, изображать предметы намного проще в двух измерениях, чем в трех. Картины
рисуют в двух измерениях, чертежи также выполняются в двух измерениях и так почти всегда при необходимости изменить физическую реальность.
Например, студенты машиностроительных специальностей изучают черчение и обнаруживают, что в двух измерениях изображать детали намного
проще, чем в трех. И хотя структурно одно измерение - это проще, представить реальность только им одним совершенно невозможно. Двухмерное
представление необходимо и достаточно для восприятия как одного, так и трех измерений.
Аналогичным образом существование как Бога - вечного Отца, так и всемогущего Духа Божьего открыто и зрительно явлено в воплощенном
Словом, Сыном Божиим, второй ипостасью. Тем не менее, эмпирическая реальность Божества требует большего, чем просто признать существование
Отца представленного Сыном и в Сыне. Также следует признать реальность присутствия Бога в Духе Святом. Павел писал: "Если же
кто Духа Христово не имеет, тот и не Его" (Рим.8:9) и "потому что чрез Него имеем доступ к Отцу в одном Духе" (Еф.2:18).
Пространственная реальность простирается не только в длину и ширину, но еще и в высоту. Хотя реальность можно наглядно представить
двухмерным образом, ее истинное существование требует трех измерений. Хотя плоскость можно увидеть - ее не ощутить! Реальный мир
- мир трехмерный, не больше и не меньше. Обобщенно говоря, линейное измерение можно показать только с помощью ширины, а ощутить с
помощью высоты; хотя пространство одно, оно может изображаться не менее чем в двух измерениях, а "жить" только в трех.
Одним измерением можно показать, что это именно пространство, увидеть его можно в двух измерениях, а ощутить в трех, как и Божество
по сути присутствует в Отце, видимо в Сыне, ощущается в Святом Духе. Здесь уместно отметить, что пространство в своей полноте измеряется
объемом, определяемым через умножение всех измерений. Так и "математика" Троицы - это не 1+1+1=1 (что будет не верно),
а 1*1*1=1, что является истиной.
ТРИЕДИНСТВО ВРЕМЕНИ
Следующей среди универсалий физического мира идет материя. Однако наилучшим образом осмыслить материю можно, лишь разобравшись,
что такое пространство и время, а потому мы перейдем сейчас к фундаментальному триединству времени.
Прекрасно, когда человек понимает, что время делится на будущее, настоящее и прошедшее. У каждого из них свое значение, но в целом
они составляют время. Все время было будущим и будет прошедшим. А процесс, в течении которого будущее время становиться прошедшим,
совершается в настоящем. Будущее есть невидимый и неощутимый источник всего времени. Оно становится видимым в настоящем - момент
за моментом. А затем переходит в прошлое, в область прожитого времени. Человеческое осознание времени относится только к настоящему,
что, однако, не умаляет реальности или значимости ни прошлого, ни будущего в опыте и понимании. В свете прошлого человек имеет возможность
понять настоящее и даже до некоторой степени будущее. Но его воспоминания о прошлом, а ровно и его предвосхищение будущего обретают
реальность через осознание их в настоящем времени.
И здесь эти взаимоотношения и функции соответствуют ипостасям Божества. Отец - невидимый источник. От Него пришел Сын, в Котором
Отец видимо явлен. От Сына, в Свою очередь, пришел Дух Святой, через Которого раскрываются и осмысливаются Сын и Отец в реальности
ощущения.
ТРИЕДИНСТВО МАТЕРИИ
Последняя обсуждаемая сущность, хотя она и является второй в естественном устройстве, - это материя. Как отмечено выше, пространство
открывается в материи, и обе эти универсалии становятся понятными и реализуются во времени. Ясно, что материю можно понять и исследовать
только на той части пространства, которую она занимает, и в период времени, когда она существует. Материя в самом широком значении
- это, конечно, синоним энергии. Материя и энергия взаимопереходят друг в друга. Энергия представлена светом, теплом, звуком, электричеством,
излучением и всеми другими энергетическими явлениями, способными производить движения и выполнять работу. И конечно, она представлена
тем, что мы обычно называем материей с ее атомной и молекулярной структурой и такими характеристиками, как инерция и плотность.
Материя, или энергия, Вселенной проявляется в пространстве и во времени. Для любого ограниченного явления конкретное существование
имеет конкретное место и продолжительность, начало и конец - как в пространстве, так и во времени. Важно, что каждое проявление энергии
обязательно предполагает какую-то форму движения. Свет, тепло и звук имеют скорость. Атомная структура материи является особенно
поразительной формой движения в пространстве. Строго говоря, само существование энергии обязательно проявляется в движении. Если
есть энергия, она порождает движение. Движение производит работу. Возможно множество различных форм движения, и в зависимости от
формы мы будем наблюдать то или иное явление: свет, электричество, прочность или что-либо еще. В этом по существу и заключается триединство
материи. Первое, существует энергия - невидимый, но мощный источник; она порождает движение и проявляет себя в нем (что измеряется
скоростью, перемещением на определенное расстояние пространства за определенное время); и, в конце концов, она ощущается в вызванном
ею явлении. Каждая реалия: энергия, движение, явление - неразрывно связана с двумя другими, и каждая из них присутствует там, где
есть материя. Материя неизменно эквивалентна энергии, энергия неизменно проявляется в движение неизменно производит явление.
Но невозможен даже более общий путь понимания триединства, свойственного материи, или энергии. Поскольку любое явление имеет начало
и конец как в пространстве, так и во времени, давайте назовем его событием. В этом смысле какая-то вспышка света, огонь, звук музыки
или другое явление является событием, которое происходит в пространстве и во времени. Временная протяженность может быть малой или
большой, и занимаемое пространство может быть большим или маленьким. Даже гора, или планета, или звезда, таким образом, может рассматриваться
как событие, занимающее определенное место в пространстве на определенный период времени. Под это определение мы можем подвести не
только физические, но и биологические явления.
Животное, медитация, молитва - все это события, каждое из которых имеет начало и конец в пространстве и во времени.
Однако будет не вполне корректным утверждать, что любое подобное событие действительно имеет определенное начало, хотя его проявление
представляется нам именно таким. С событием связана его непосредственная причина, и причина причины, и так далее назад, по цепочке
причин до самого мироздания. Нам представляется также, что событие имеет определенный конец, но фактически, последствия этого события
продолжают существовать в пространстве и во времени, становясь причинами других событий до тех пор, пока существует Вселенная. Таким
образом, каждое событие неразрывно связано со своей причиной и своим следствием. Причина есть невидимый источник события, следствие
- то, к чему оно приводит. И снова выступает то самое триединство, которое присуще всей природе.
Непостижимым для человека образом Вселенная сотворена триединой. Вселенная сотворена триединой. Вселенная как целое представляет
континуум пространства, материя (или энергия) и времени. Пространство - это длина, ширина и высота. Время - будущее, настоящее и
прошедшее. И материя, в самом широком смысле, - это причина, событие и следствие (или энергия, движение и явление). По всей Вселенной
мы наблюдаем повторяющиеся отношения: источник - проявление - значение. Они столь фундаментальны и очевидны, что мы даже редко задумываемся
над ними. Они кажутся аксиоматичными, непреложной частью вещей и явлений, которую просто нельзя заметить.
Надо признаться, все это еще не доказывает, что Творцом триединой Вселенной есть триединый Бог. Но со столь всеобъемлющим отражением
триединой сути Божества, "чрез рассматривание творений видимой", люди не должны испытывать затруднений в понимании библейского
откровения о триедином Боге. Творение - наиболее естественный и, несомненно, изначально указанный путь к пониманию сути "вечной
силы Его и Божества". На каждое следствие есть причина, и для физического мира была своя причина на то, чтобы стать великолепным
триединством триединств! Несомненно, самой подходящей причиной для такого чудесного следствия может быть сотворение Творцом по Его
подобию.
Итак, основные законы природы и триединство естественных процессов скорее свидетельствуют в пользу сотворения и триединства Творца,
чем отрицают существование Бога и Его участие в творении.
ТРИЕДИНСТВО В МОДЕЛИРОВАНИИ И ПРОСТРАНСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ
Континуум измерений является основой для самых главных и распространенных методов научного исследования, а именно для моделирования
и пространственного анализа. Так как все процессы должны протекать в рамках пространства-время-массы, то количественные характеристики
этого процесса должны измеряться единицами пространства, времени и массы. В английской системе эти единицы традиционно составляют
так называемую систему фут-фунт-секунда. В ней можно использовать единицу энергии, мощности или силы (вместо массы), так как все
они в прямую связаны друг с другом, но основных единиц в ней только три (не больше и не меньше).
Проводить количественный анализ природного процесса (например отложение осадочных образований при наводнений) путем прямых изменений
в полевых условиях может быть слишком сложно или вообще невозможно, однако можно воссоздать маломасштабную систему естественного
процесса в лабораторных условиях. По параметрам смоделированных (идет речь о водном потоке, о гидродинамическом воздействии на конструкции
об эрозии речного дна или о чем либо другом) можно соответствующим коэффициентом высчитывать свойственные естественным условиям количественные
характеристики, используя при этом принципы подобия и пространственного анализа. Полученные на модели, уравнения могут применяться
в работе с прототипом модели или даже использоваться для описания подобных процессов вообще. Мало того, "моделирование"
часто проводится даже без обращения к лабораторным моделям. Процессы могут моделироваться на компьютере, математическим путем или
даже чисто умозрительно.
Именно сущность и структура Божьих законов и процессов в свойственной им неизменности делают возможным моделирование и анализ
(равно как истинно научное исследование вообще). Все процессы происходят в континууме измерений пространство-время-масса (энергия).
Два основных закона природы указывают на Бога как всемогущего Творца, а структурирование естественных процессов по трем универсалиям
- на Его триединую природу. Даже если ученые не желают принимать этих теологических рассуждений, им все равно постоянно приходится
учитывать их в научных исследованиях.
ЕДИНСТВО ИПОСТАСЕЙ
В тайне триединой природы Бога нам открывается глубокая научная истина, но столь же глубокая истина открывается и в великой тайне
перевоплощения. То, что Иисус Христос был и человеком и Богом, что Он был единосущен Богу и единосущен человеку - полностью человек
и в то же время истинный Бог, - стало основой христианского вероучения со времен Самого Христа. Идеальный и совершенный союз божественной
и человеческой ипостасей во Христе столь фундаментален, что отрицать его - занятие антихриста (1Ин.4:2-3,15). Многие искаженно представляли
или вообще отрицали человеческую природу Христа, особенно в древние времена; но было гораздо больше желающих (а особенно много их
в настоящее время) усомниться в истинной Божественности, соединить в одной личности эти два совершенно разные качества, с сохранением
их сущности.
Но по сути, тот же парадокс отражается во всем мироздании самым чудесным образом. Каждая из трех универсалий физического мира сама
проявляет парадоксальную дополнительную двойственность той личности, в которой воплотился Сын.
Парадокс второго лица - Божества (в Котором "существует вся полнота Божества телесно") заключается в явном противоречии
между его вездесущностью, вечностью, с одной стороны, и воплощением в границы человеческого тела и преходящей человеческой жизни
с другой. Этот парадокс по определению.
И парадокс этот обусловлен тем, что в самой семантике кажущихся противоречивыми определений отражается природа физического мира.
Пространство можно измерить, но оно бесконечно; время проходит, но оно, тем не менее, вечно. Именно в этих категориях мы рассматриваем
парадокс благочестивой личности Христа. Хотя нельзя ограничить пространство мысленно (мы не можем представить предел пространства,
ибо что же будет за ним, как не то же самое пространство?), мы можем понять и измерить его только конечными величинами. И хотя время,
насколько мы можем его постичь, по сути своей вечно (что будет перед или после времени, как не время?), мы можем измерить и исследовать
его только в ограниченной длительности.
Подобным же образом, человек, ограниченный в пространстве и времени, может понять вездесущего и вечного Бога только в рамках, в которых
он способен рассуждать и действовать. Именно таким и открылся Бог человеку - в виде Сына Человеческого Иисуса Христа - Сына Божия!
Мы представляем триединую реальность физического мира как совокупность событий, происходящих во времени и в пространстве. Такие события
неисчислимо многообразны - это формы материи, свет, тепло, звук, радиация, электричество и даже сама жизнь. Но при всем разнообразии
у них наблюдается одно общее свойство. Каждое явление по своей сути есть движение (и конечно, обязательно движение в пространстве
и времени), и каждое из них по сути - проявление какой-то формы энергии. Таким образом, энергия является основной причиной каждого
конкретного события и соответствующего движения. Вызываемые энергией явления (тепло, звук, материя и т.д.) - это следствие или результат,
что уже было рассмотрено в предшествующем разделе.
"Энергию" можно определить, как способность выполнять работу. Существуют различные формы энергии: тепло, звук, электричество,
химическая энергия и другие. Сама материя является формой энергии и в соответствующих условиях может переходить в другую форму энергии.
Основная форма энергии - несомненно, свет. Именно свет, или энергия солнечного излучения, является источником всех форм энергии,
благодаря которым протекают физические и биологические процессы земли. В свою очередь, установлено, что излучаемая Солнцем энергия
образуется путем термоядерной реакции, в процессе которой материя переходит в энергию. Знаменитая формула Эйнштейна связывает материю
с другими формами энергии при коэффициенте скорость света в квадрате. То есть, Е=mс2.
Скорость света - наиболее удивительное число во всем физическом мире. Считается, что она постоянна при любых условиях и, насколько
мы знаем, является самой большой допустимой скоростью во Вселенной. Таким образом, это движение, с которым соотнесено всякое остальное
движение.
Мы пришли к тому, что третью великую универсалию Вселенной (обозначенную в общем виде как явления, происходящие в пространстве и
времени), можно описать просто как энергию, а энергию, в свою очередь, - как свет! Свет - явление физического мира, с которым Творец
Иисус Христос отождествляется прежде всего остального. Первым словом Творца, прозвучавшим в первобытной тьме, было: "Да будет
свет" (Быт.1:3). Он есть "свет миру" (Ин.8:12), "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего
в мир" (Ин.1:9).
Одним из основных открытий современной науки является то, что физический свет (а таким образом, и материя в ее атомном строении)
имеет две природы - несомненно различных, но сосуществующих в прекрасной гармонии! Иногда свет проявляет все характеристики волнового
движения, в других же случаях он больше напоминает поток частиц.
Двойная природа света (и атомной структуры материи) является величайшим парадоксом современной науки. Некоторые физики склонны видеть
в этом противоречие и надеются, что дальнейшие исследования смогут установить, распространяется свет как волны или как частицы. Но
большинство ученых убеждено, что эта двойственность (они называют ее комплектарность, то есть дополнительность) света действительно
существует, просто она выше нашего понимания. Отсюда выводится знаменитый принцип неопределенности, который гласит, что невозможно,
в силу самой природы вещей, точно рассчитать движение субатомных частиц, составляющих первооснову материи. Расстояния столь малы,
а скорости столь велики, что трудно даже представить, как с помощью физических измерений можно достичь какой-либо точности. Эту "дополнительность"
природы отражают и самые мощные инструменты ядерной физики, известные нам как волновая и квантовая механика; первая изучает волновое
движение, вторая - движение частиц, или квантов, причем каждая руководствуется собственными методами.
Таким образом, и волновая, и корпускулярная теории вполне обоснованно с точки зрения науки описывают свет (а следовательно, и всю
материю). Иногда лучше подходит первая, иногда вторая, но обе истинны. Можно даже сказать, что в этих теориях отражается единство
двух "ипостасей" света. Аналогично, Тот, Кто является духовным светом мира, проявляет в совершенном единстве и дополнительности
качества как человека, так и Бога! Сам физический мир - "творение" - чудесным образом свидетельствуют о Господе Иисусе
Христе, "вечной силе Его и Божестве", ибо только в Нем "обитает вся полнота Божества телесно".
Принцип дополнительности был сформулирован в науке такими физиками, как Нильс Бор и Макс Борн, но в Писании и в богословии он учитывался
задолго до возникновения современной физики. Кажущиеся противоречия и парадоксы Писания прекрасно иллюстрируют этот принцип. Не только
единство божественной и человеческой ипостасей Христа, но и единство предопределения и свободы воли, единство спасения по благодати
и дел, единство неизменности Бога и Его вмешательства в ответ на молитву, а также многие другие примеры парадоксов обусловлены принципом
дополнительности. То, что кажется противоречием, уходит корнями в более глубокую реальность, всякий раз оказываясь двумя сторонами
одной, так сказать, монеты.
Возможно, отношения между энергией и материей могут рассматриваться как еще одно проявление этого принципа. Две эти фундаментальные
реальности совершенно различны по характеру, но полностью эквивалентны друг другу по сути. Фактором, который соотносит одну реальность
с другой, является квадрат скорости света. И здесь мы опять-таки видим указание на Того, Кто является "светом мира", на
Того, Который все сотворил и Которым все стоит (Кол.1:16,17). (* 15 /стр.43-63)
ЕЩЕ РАЗ О САМОМ ГЛАВНОМ
Вас учат, что вы должны пройти через организацию "Сторожевой Башни", чтоб попасть к Отцу, но мы имеем истинное свидетельство
того, что правда в Иисусе Христе, когда Он сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только чрез Меня"
Ин.14:6. Вам не нужен так называемый "114 тысячный класс посредников", чтобы помочь вам заработать свое спасение. "Ибо
един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" 1Тим.2:5-6.
Иегова любит вас большей любовью, чем рассказано вам об этом "обществом". Истинные христиане - свидетели чудесного спасения,
которое Он предлагает всем во Христе. Мы приглашаем вас принять Господа Иисуса Христа, как вашего личного Спасителя и отречься от
ошибок "общества Сторожевой Башни". Перестаньте доверять Вашим добрым делам и попросите Господа Иисуса Христа спасти вас:
"Верующий в Сына Божьего имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" Ин.3:36.
Живой Господь Сам обращается сегодня к Свидетелям Иеговы: "Прийдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас"
Мт.11:28. Савл тоже был Свидетелем Иеговы, говорил об этом имени, но в один день Иисус сказал ему, чтобы он изменил свою жизнь и
свою цель. Павел потом засвидетельствует, что он убивал Свидетелей Христа (Д.А.22:20), и о нем будут говорить, что он гнал призывающих
имя Иисуса (Д.А.9:21). Впоследствии он будет готов умереть не за имя Иеговы, нет, а за имя Христа (Д.А.21:13), и он был избранным
сосудом, который нес имя Иисуса пред людьми (Д.А.9:15). Дорогой Свидетель Иеговы, однажды, когда вы будете на вашей "дороге
в Дамаск, с "письмами" от Каиафы", вам нужно встретиться с Иисусом, чтоб вы Его спросили лично, что вам делать! (Д.А.9:6).
Вы спросите: "Что мне делать, чтобы спастись?" и вам Писание отвечает: "... веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься"
Д.А.16:31. Иисус говорит вам: "Но, чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи" Мр.2:10, а
также "весь суд отдан Сыну" Ин.5:22. И потому только у ног Иисуса Христа вы найдете спасение, ибо только Он вправе осудить
и простить вам ваши грехи! И только "если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" Ин.8:36. В последствии о темничном
страже написано: "...возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога" Д.А.16:34.
Хотите ли вы веровать в Иисуса Христа как Бога? Нет? Тогда у меня второй вопрос: хотели ли вы прославить Бога Отца? Я думаю, что
ответ будет утвердительным. А если так, то Отец дает вам способ Его прославить свидетельствуя, что Его Сын - Бог (Флп.2:11)! Я знаю,
что вам очень хочется спастись и для этого также нужно свидетельствовать, что Иисус - Иегова (Рим.10:9). И еще, вы всю жизнь можете
говорить о Сыне, не упомянув Отца, и Бог Отец не считает это грехом (1Ин.2:23)!
|