Атеизм ли путь? (часть 10)
***
В интервью с финским журналистом Сталин объяснил, что привело его к неверию: "Если Бог есть, Он должен был благословить
рабство, феодализм и капитализм: Ему, наверное, хотелось, чтоб человечество страдало, как мне это всегда говорили монахи. Это не
дает трудящимся массам никакой надежды на освобождение от угнетателей".
Где тут логика? Потому что Сталину не нравились некоторые социальные порядки, о которых монахи говорили, что они угодны Богу, значит
Бога вообще нет? Доказывается ли этим Его несуществование? Не правильное ли было бы сказать: "Я буду противится этому несправедливому
Богу" или "Может быть я найду другую причину страдания человечества". (Позже Сталин резко изменился и сделался самым
бесчестным причинителем страданий в истории человечества).
Говорить, что Бога нет, потому что нам не нравиться феодализм или капитализм явный абсурд.
Один из важнейших вождей социализма Луи Огюст Бланки говорил о себе так: "Когда я был ребенком, я взбунтовался против моей няньки.
Мальчиком я бунтовал против учителей и родителей. Став мужчиной, я начал бунтовать против правительства. Когда я умру, если есть
небо, я буду бунтовать против Бога".
Значит, атеизм не столько выражение какой-то философии, сколько бунтарского характера. Чем же он полезен?
Шестьдесят процентов населения мира все еще безграмотно. Целые племена еще живут в каменном веке в Новой Гвинее, в джунглях Эквадора
и на Филиппинах. Верующие в Бога люди пошли к этим племенам, чтобы вывести этих дикарей из невежества и убожества и облагородить
их жизнь. Это возможно только посредством ознакомления их с Божьим Словом.
Возможно ли себе представить, что кто-то может пойти к дикарям каменного века и людоедам и говорить им, что потому что Бога нет,
они должны преобразиться и жить как живут благородные, радостные люди?
Рассказывают, что в Новых Гебридах один коммунистический агитатор взялся объяснять местным жителям, что Бога нет. Выслушав его внимательно,
они сказали: "Иди домой и благодари Бога, в которого ты не веришь, что ты не приехал сюда первым. До тебя приезжал миссионер,
который рассказал нам о Боге и сделал цивилизованных людей из людоедов. Если бы он не был здесь раньше тебя, мы бы тебя съели".
История показала, что не было более жестоких режимов, чем те, которые управляются атеистами. В мире много варварства, но наибольшую
дикость и жестокость проявили советские вожди Ленин и Сталин, за которыми последователи Хрущев, Брежнев и другие, не упоминая до
утонченных жестокостей Мао Цзе-Дуна.
Во всем коммунистическом мире не найдется ни одной филантропической благотворительной организации. Бессердечное государство может
заботиться о больных, стариках и сиротах, но больница, в которой руководит любовь, резко отличается от бизнеса, которым управляет
государство. В Восточно-Португальской компании местное население обходило государственную больницу, отдавая предпочтение миссионерскому
госпиталю. Одна медсестра спросила пациента: "Почему вы не идете в государственную больницу? У них те же лекарства, что и у
нас". Ответ был: "Лекарства те же, но руки не те".
Атеизм не выносит медитации. Если я рассуждаю о Боге и Его Слове, я становлюсь сильным и радостным, зная, что у меня есть Искупитель,
Отец, Который думает обо мне. Но атеисты должны избегать размышлений (медитации) об окончательной истине.
Паскаль заметил: "Бога нет. Можно ли это сказать весело? Не со слезами ли следовало бы говорить такое, как нечто самое грустное
в мире?"
У атеистов нет утешителя в моменты отчаяния. Слишком короткий жизненный срок проходит в постоянном страхе, что по прихоти какого-нибудь
жестокого диктатора вы будете арестованы без всякой причины, и это едва ли утешает.
Автор данной книги провел годы в одиночном заключении. Самое ужасное в одиночке не отсутствие товарищей, человеческой речи или книг,
а предельная скука. Для человека без Христа это просто невыносимо. Но я не могу себе представить что-либо нуднее, чем атеизм, чем
повторение самому себе, что "мир - это пустая комната, у меня никого нет ни здесь, ни потом, потому что потустороннего мира
нет. Я один. У меня нет друга здесь и на небе, потому что неба нет. Нет никого, кто бы понимал меня, кто бы любил меня. Когда-то
я умру и исчезну навсегда и никому до этого не будет дела. Мое рождение было случайным. Моя смерть бессмысленна. И я один".
Атеизм это скука самого разъедающего порядка. Его детище - отчаяние. Его внуки - пьянство и самоубийство.
Между тем, как Апостол Иоанн видел в видении небесный город Иерусалим с текущей посредине рекой воды живой, известной поэт-атеист
Джеймс Томсон описывал город атеизма такими мрачными словами:
Могучая река темна и глубока,
Прилив, отлив морской воды неблизкой
Едва звучит в бессонье городка,
Ее зовут: река самоубийства.
Честный атеист Др. Е. Уенграф признался как-то в "Новом венском журнале": "каждое слово антирелигиозной пропаганды
кажется мне преступлением. Я не хотел бы, конечно, чтобы его судили, как преступление, но я считаю ее безнравственной и отвратительной.
И это не по причине ревности моих убеждений, но из-за простого знания, приобретенного в долгом опыте жизни, что во всех обстоятельствах
религиозный человек счастливее нерелигиозного. В моем равнодушии и скептическом взгляде на положительную веру, я часто завидовал
людям, которым глубокая религиозность служила опорой в бурях жизни. Искоренение душ таких людей низко и презренно. Я ненавижу всякий
прозелитизм, и все же я понимаю, почему тот, кто твердо верит в спасение, пытается обращать других. Я только не понимаю пропаганды
неверия. Мы не имеем права отнимать у человека его защитное убежище, будь то даже жалкая хижина, если мы не можем предложить ему
лучший и более красивый дом. Но завлекать людей из их наследственного обитателя души и заставлять их потом блуждать в пустыне предположений
и философских вопросительных знаков, это либо преступный фатализм, либо преступное безумие".
***
Тот или иной довод в защиту существования Бога может подвергаться оспариванию одиночно, но общая сила самых неоспоримых доводов
подобна многопроволочному тросу, которым держится мост.
Но с другой стороны атеизм, обладая многими вопросами, не имеет никаких доводов и является положительно вредным.
Доводы в защиту существования Бога, возможно, не вполне убедили вас, но знайте, что доводов в защиту атеизма вовсе нет. На какую
же сторону мудрее для вас бросить свой жребий? Что если Бог есть и вы погибнете вдали от Него?
Французский философ Гольбах, который называл себя "личным врагом Бога", отрицал Его существование, уверяя, что только природа
реальна. Он считал природу несотворенной, но творящей все вечное, безграничное, и обладающей мудростью, красотой, организацией, духом,
планом и порядком. Бедный безумец! Он просто дал Богу другое имя - Природа - веря при этом во все Его атрибуты.
Итак, доводы в защиту существования Бога могут быть оспорены, но доводов в защиту Его несуществования просто нет.
Более того, несуществование Бога невообразимо. Без Бога как могло человечество придти к этой мысли, такой чуждой его чувственному
восприятию? Даже авторы научно-фантастических произведений и киносценаристы при всей свободе их воображения, все-таки почему-то не
могут придумать существ иного порядка все их сверхземные существа всегда имеют уши, глаза, рты. Кто мог бы придумать Бога евреев
и христиан, если бы Он не открыл Себя?
Веруйте в Того, Кого ваш внутренний человек так жаждет, если вы только честны сами с собой. Его имя - Бог.
***
Можно сомневаться в существовании Бога даже после всего того, что было приведено выше, но нет никакого сомнения в том, что в
нашей жизни ощущается глубокое несчастье. У нас нет ответа на самый важный вопрос: что мне делать с моей жизнью? Гете сказал: "Бесполезная
жизнь - это ранняя смерть".
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужна сила от Бога, которая может сделать нашу жизнь более полноценной и духовно богатой, как
Он сделал это с жизнью Франциска Ассизского. Мы приводим его в пример не с тем, чтобы отрицать, что и другие обладали этим счастьем.
Некто спросил однажды христианина, проводившего жизнь воздержания: "Я не мог бы жить, как ты. Я люблю покушать". Христианин
ответил: "А я люблю и промежутки между едой, радуюсь иногда, когда нечего кушать". Это различие совершает в нашей жизни
Бог.
***
Несколько раз в этой книге я делал одно признание и повторю его опять. Я признаю вину христиан в том, что многие люди атеисты.
Сравните наш опыт с антибиотиками. Эти чудодейственные вещества могут излечивать множество заболеваний. Но врачи часто злоупотребляют
их полезностью, прописывая их при всяком чихании и свисте в груди, кашле и простуде. Доза пенициллина-Г, которой хватало для излечения
гонореи тридцать лет назад, должна быть сегодня увеличена в двадцать пять раз, чтобы дать те же результаты, и притом еще нет гарантии,
что возбудитель болезни исчезнет.
Подобным образом мы христиане злоупотребляли нашей религией, которая является действительно сильным "лекарством", если
ее применять мудро. Поэтому мы, дети Божии, должны решиться быть в двадцать пять раз святее, чем раньше, чтобы победить атеизм.
Наша просьба, чтобы вы тоже пересмотрели ваши взгляды и признали свой грех.
Покойный вождь коммунистического Китая Мао Цзе-Дун задал однажды на одном партийном собрании вопрос: "Кто умнее, человек или
свиньи?" Не ожидая ответа, он сказал: "Свиньи. Когда свиньи упираются в забор и не могут продвигаются вперед, они поворачивают
назад. Но есть люди, которые отказываются идти обратно". Сам Мао был таким человеком, между тем, как Фридрих Энгельс, близкий
соратник Карла Маркса и главный пропагандист атеизма, возвратился к Богу в старости. В своем трактате о богослове Давиде Штраусе
он писал: "Жизнь должна быть возвращена к тому, Кто добровольно умер на кресте за все человечество".
Мы советуем вам быть умнее свиней Мао. Возвратитесь к Богу, Который несомненно существует. Такие сложные строения как печень, сердце,
щитовидная железа, глаз, не говоря уже о хромосомах, не могли появиться сами собой. Равно как не мог и мозг, который служит даже
атеистам с таким великим умением.
Все эти организмы действуют в подчинении законам математики, физики и химии. Возвратитесь к Богу-Законодателю!
***
В данный момент я не отрицаю, что многие вопросы остались еще неотвеченными, даже если все доводы в пользу Его существования
были приняты. Если бы это не было так, сердца великих верующих не мучались бы сомнениями, как это иногда бывает с ними.
Позвольте мне привести самый крупный довод против веры в благого и всемогущего Бога. Он состоит в наличии человеческого страдания
.часть его можно как-то объяснить, приписав его самому человеку, но как быть со стихийными бедствиями - землетрясениями, ураганами
и другими катастрофическими "делами Божьими", как мы их называем? Что можно сказать о детях, рожденных с ужасными недостатками,
перед которыми не только несколько дней, недель или лет жизни и больше ничего? Можем ли мы оправдать Бога?
Мой ответ такой: человек, у которого ампутировали палец или ногу, ощущает "призрачную боль", которая часто бывает очень
сильной. Он чувствует боль в члене, которого больше нет у его тела. Человек может умереть от воображаемой болезни, это значит, что
и воображаемая болезнь весьма реальна.
А что если все страдание иллюзорное, фантастическое?
Многие внутренние органы не имеют нервов для передачи боли. В числе таковых легкие, печень и совокупность тринадцати миллиардов клеток,
называемых мозгом. Исключительные люди иногда не тронуты болью. Есть своего рода духовный наркоз. Некоторые святые, якобы, не ощущали
боли, горя на кострах. Были случаи и в моем опыте, когда после побоев за проповедь в коммунистической тюремной камере, я не чувствовал
абсолютно ничего. Пока охранник бил меня, я думал о том, как закончить проповедь. Когда меня бросали обратно в камеру, я спокойно
продолжал свою речь.
Паскаль разрешал сложные математические задачи при ужасной зубной боли. Большинство женщин довольно хорошо переносят свои родовые
схватки.
Я бы сказал, что боль не обязательно объективный жизненный факт. Сегодня известно, что сам человеческий мозг производит эндорфины,
которые действуют как наркоз.
Боль возникает у человека от неправильного отношения к жизни, который отпав от Бога, становится судьею реальности, разделяя события
на хорошие и плохие. Мы не судьи, но часть реальности, и чадо Божие принимает все целиком с невозмутимостью - землетрясения и зубную
боль.
Бог одни и реальность одна. Освященный дух не делит этого на хорошее и плохое, приятное и неприятное. Возрастая в вере, мы становимся
более довольными и принимающими и менее жалующими.
Представьте себе все это так: смотрели ли вы когда-нибудь на вышивание матери в детстве со своего маленького стульчика снизу вверх?
С нашей точки зрения это была путаница цветных зигзагов из ниток без всякого узора и смысла. Но мать, догадываясь о вашем недоумевании,
поворачивала вышивку лицевой стороной к вам и тогда вы понимали все.
Так, в конечном смысле, ничто внешнее не может произойти в жизни верующего, который знает, что Бог управляет всеми "узорами"
нашей жизни. Когда мы вознесемся нашими сердцами в небесные обители, мы будем смотреть в небесные обители, мы будем смотреть вниз
сверху и увидим, что наши временные, преходящие страдания ничто иное, как сбор жемчужин и драгоценных камней для украшения нашей
жизни в вечности.
Медицина поведения говорит нам, что многие болезни тела и сопровождающие их боли приходят от состояния ума, отрицательного отношения
к реальности.
Мы начинаем возмущать и вера страдает от этот, потому что мы видим так много страдания. Однако, вполне возможно, что эта проблема
исчезнет, как только мы перестанем принимать страдание как таковое. Возможно радоваться тому, на что до этого смотрелось, как на
боль, как это делал Апостол Павел, когда его били плетьми и камнями и когда он терпел кораблекрушение.
Стоит только заметить, что большая доля проблемы страдания исчезла бы в момент, когда те, кто философствует о нем, лучше послали
бы помощь страдающим, то есть если бы те, кто жалуется на него, принялась облегчить его.
***
Да, скажете вы, все эти объяснения хороши, но было бы лучше, если бы не было боли и страданий, которое нужно объяснять.
Я признаюсь, что даже после этих всех приведенных доводов, откровений и объяснений остается крупица нелепости в нашем веровании в
Бога. Но еще гораздо более нелепо не верить в Него, а верить, что весь тот порядок, который так очевиден во всем от атома до космоса,
возник без позволения Творца. Нелепо верить, что нет ничего удовлетворяющего религиозные потребности, когда есть пища для удовлетворения
физического голода. Гораздо нелепее верить, что все святые и все великие ученые ошибались, когда возлагали свое упование на Бога,
а в некоторых случаях положили и жизнь свою за эту веру в Него.
Жить, значит выдерживать напряжение. В вере тоже есть напряжение. Но между двумя крайностями - верой в Бога и атеизмом - несомненно
мудрее избирать первое.
Я повторяю: обратное к "вере в Бога" не "вера в ничто", а вера в таких чудовищ, как Сталин и Мао, или порнографию
и наркотики, то есть в жизнь без содержания и смысла.
Да, мы верующие признаемся, что "видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно", мы действуем в полумраке. И все же лучшие
видеть стакан на половину полным, чем на половину пустым. Тот, кто наполнил стакан до половины, силен наполнить его до краев, что
я скажу "чаша моя преисполнена".
Поэтому те доводы, которые мы приводим в защиту существования Бога, просто совершают прыжок веры, что более разумно в вещах, которых
мы не понимаем.
***
Ни ум верующего, ни ум неверующего не может разрешить все вопросы, но мы не можем взять в скобки некоторые из них.
Множество доводов в пользу существования Бога подтверждает, что Он есть. Для некоторых существование Бога, хотя и хорошо доказанное,
является реальностью, которая не соответствует другой реальности: наличию страдания. Однако, когда мы признаем существование мудрого
и любящего Существа, Творца вселенной, эта реальность несомненно берет верх над определенным аспектом другой реальности, а именно,
что на маленькой точке во вселенной - нашей земле - есть страдание. Но поскольку это противоречие существует, я склонен взять его
в скобки в моей голове.
Не все должно быть разрешено прежде чем я стану верующим.
Брать в скобки не значит уклоняться от проблемы или бежать от нее. Само время часто делает ясными вещи, которых мы не понимаем сегодня.
Ни один человек не постигает всего символа христианской веры сразу. Мы знаем отчасти, но та часть, которую мы знаем, возрастает со
временем.
Я сам имел много трудностей с проблемой страдания, но я не позволил этому вопросу возмущать мое сердце. Иметь возмущенное, неспокойное
сердце - грех. "Да не смущается сердце ваше", - говорит Христос, и верующий призван к этому, потому что он не все знает
и ему приходится ходить верою. Макс Планк, основатель квантовой теории, сказал: "Религия и естествознание - оба нуждаются в
вере в Бога. Для первой она приходит в начале, а для второго в конце всякого рассуждения".
***
Веруя смотря на проблему страдания, я был однажды осенен такой мыслью: Есть два вида любви: "любовь почему-то или за что-то"
и "любовь несмотря ни на что", то есть, любовь за доброе и красивое в человеке и любовь, несмотря на то, что человек и
озадачивает и причиняет боль.
Несомненно и явно "любовь несмотря" превосходит "любовь за что-то". Она есть нечто самое драгоценное во вселенной.
Бог любит нас, несмотря на наши грехи. Иисус любит своих палачей и мучителей, несмотря на то, что они Ему причиняли.
Мы можем любить Бога только за одно то, что восхищает нас во вселенной, но и несмотря на страдания, с которыми нам приходится встречаться.
Без боли в этом мире самая высшая форма любви не могла бы существовать. Боль стоит своей цены.
У меня нет побуждения отрицать Бога из-за страдания.
Говорят, что цель не оправдывает средства. Что же другое могло бы оправдать средство, как не прекрасная цель? Возникновение высочайшей
формы любви оправдывает множество страданий.
Книга еврейских мистиков "Цохар" говорит: "Правильная любовь к господину выражена в традиционном учении, которое гласит:
"даже если бы он лишал тебя жизни". Такова, видать, совершенная любовь... страдание возникло для того, чтобы могла быть
совершенная любовь.
Понимаемое так страдание - излюбленная пища святости и лекарство от греха. Они являются просветлением тусклых взглядов.
Без Бога жизнь большой вопросительный знак без ответа. Без Бога жизнь подобна птице, которую несет ветер, или глубокому морю, которое
то бурно, то тихо, таинственно и неизведанно. Без Бога жизнь, как игрушка, которая радует на некоторое время, потом надоедает и лежит
в углу, где собирает пыль, заброшенная, незамеченная. Без Бога жизнь подобна облаку, которое несется то в одну, то в другую сторону,
пока не рассеется и исчезает, не оставив никакого следа о своем существовании.
Только с Богом жизнь действительно становится жизнью.
Поэтому ищите Бога. Св. Бернард говорит: "Бога искать не напрасно, даже если Его не находишь".
***
Есть один довод в пользу веры, которого мы не можем избежать.
В декабре 1981-го года в США был судебный процесс, который должен был решить, можно ли преподавать в школах как творение, так и дарвинизм
в виде научных предметов.
Ключевым свидетелем против дарвинизма была Чандра Уикрамасинге из Уэльского Университета. Она заявила, что как сама, так и один ее
друг, известный астроном Сэр Фред Хойль, будучи атеистами в прошлом, верят сегодня, что существует творящий жизнь Бог. Они утверждали,
что Его существование может быть доказано математически с вероятностью один с 40000 нулями к одному.
Они утверждали, что возникновение и развитие вселенной невозможно объяснить только действием и взаимодействием естественных законов.
Дайте еще не учившемуся ребенку части часов или машины ни один из них не будет в состоянии сделать часы, чтобы они шли, если даже
уделить ему время в сто раз больше возраста земли. Точно так не мог слепой случай создать длинные аминокислотные цепи, от которых
зависит жизнь.
За жизнью должен скрываться разумный замысел. Естественным отбором можно объяснить мутации в пределах вида, но им не объяснишь появление
Моцарта, Шекспира или Гаусса, говорит Хойль, а я бы добавил еще великих религиозных гениев.
Рассыпьте по полу горох и он не разляжется прекрасным узором. Но посмотрите на микрофотографии снежинок и вы не сможете поверить,
насколько они утончено прелестны. Снег падает в виде многих миллионов этих хлопьев. Кто-то разумный приготовил для нас эти дивные
узоры, каких не могла бы вышить ни одна женщина, и притом между ними нету двух одинаковых.
Мы называем Богом то Существо, Которое сотворило снежинки и все творения.
Фактически Бога познать легче, чем природу, потому что, как сказал Папа Иоанн 2-й: "Человек, хотя и принадлежит видимому миру,
природе, каким-то образом отличается и от самой природы... Он больше не похож на естественный мир, чем похож... Человек похож на
Бога больше, чем на природу. Слово Божие не говорит о его сходстве с другими тварями, но только с Богом".
***
Многие люди отказываются верить в Бога, потому что им тогда пришлось бы верить в Библию, достоверность которой они подвергают
сомнению. А что еще хуже, им пришлось бы верить в церковь и духовенство, к которому они не питают никакого уважения.
Однако, что бы ни было правдой о Библии, церкви и духовенстве, это все равно было бы менее важной правдой, чем самая главная: существование
и несуществование Бога.
Всякий раз, когда меньшая правда соединяется с большей и тем самым ставится с нею на один уровень, большая умирает в этом неравенстве.
Отождествлять веру в Бога с верой в разложившееся духовенство так же неправильно, как неправильно отождествлять атеизм с преступлениями,
совершенными коммунистами, служащими ему. Есть такие порядочные, миролюбивые атеисты.
Из практических соображений лучше не призывать на суд всех последователей той правды, которую мы вывели. И в нашем исследовании существования
Бога не будем хотя бы пока что, переходить от голословного утверждения и подчинению и от отрицания к клевете.
Давайте останемся при первоначальном вопросе касательно конечной истины и не будем беспокоится о том, что включается в принятие ее.
Условия, в которых мы живем, могут быть весьма неблагоприятными для веры в Бога, или круги, в которых мы вращаемся, считают веру
в Него неприличной. В таком случае окружение не должно приниматься в расчет.
Великому успеху этики послужила важность, придаваемая правдивости. Мы прогрессируем морально только посредством умножения доброты,
сколько посредством отказа от подлога, жульничества, обмана.
В Индии общество делится на касты. Высшее религиозное наставление могут давать только Брамины.
В религиозном писании индуизма Упанишаде - есть рассказ о юноше, который попросился в ученики к одному Брамину. Учитель начал спрашивать
браминского ли он происхождения. Юноша признался, что он сын служанки, а об отце ничего не знает. Учитель сказал: "Только Брамин
может быть таким искренним", и принял его".
Ищите истины и только истины в одном лишь вопросе: есть ли Бог?
***
Но разве у нас нет более важных вопросов для размышления?
Будда считается одним из величайших учителей мира. (Лично я не думаю так. Одно его изречение, я думаю, полностью дисквалифицирует
его как такого. Только послушайте, что он говорит: "Женщины, Ананда, негодны: женщины, Ананда, ревнивы: женщины, Ананда, завистливы:
женщины, Ананда, глупы". Однако, это не мешает женщинам преклоняться перед статуей Будды. А некоторые даже проводят всю жизнь
в монастырях в полном отречении от мира). Он считал, что дух должен заниматься только тем, что приносит прямую практическую полезность
спасению. Согласно его учению, плохо желать познания мира, природы или учений мастеров.
Когда ученик спросил его, почему он о многом молчит, он ответил притчей: "Раненый ядовитым дротиком человек не узнает прежде,
чем позаботиться о своей ране, кто ранил его: был ли это Брамин, или вайция, или кудра: он не пытается узнать его имени и фамилии:
он не беспокоится о том, был ли этот человек высокий или низкий или среднего роста, или как выглядел его лук. Если бы он делал все
это, он погиб бы от своей раны. Он может спастись только доверившись врачу, которого призовут родители или друзья".
Заблуждение такого мышления явно. Многие аспекты этой притчи не выдержали бы испытания.
Прежде всего ранение отравленной стрелой или дротиком весьма редко. Но за подробностями момента лежат другие соображения. И покушавшийся
на убийство и раненный - оба знали заботу о себе в детстве. Им нужно было есть, спать, одеваться, расти. Они делали орудия труда
и оружие, как, например, лук. Им нужно было решить убивать ли или оставаться пассивными при возможности быть убитыми. Врач должен
был отлучиться и родители должны были любить для того, чтобы быть полезными при трагическом случае. Все эти аспекты уместны при разборе
данного рассказа.
Для того, чтобы хорошо понять жизнь, мы не можем обойти такие важные вопросы как "Что такое жизнь? Откуда она берется? В чем
ее назначение? Есть ли у нее автор? Если да, с каким назначением он создавал ее? И т.д."
Таким образом человеческий рассудок приходит к познанию Бога. И как только мы познаем Его, все без и вне Него становится болью, в
сравнение с которой рана от дротика бледнеет в своем значении. В Библии Бог уподобляется пылающему огню. Огонь же меняет все, к чему
он прикасается. Подобно этому, вступление в отношение с Богом заметно меняет человека.
Мир превыше всякого разумения и недоразумения охватывает сердце. Что может смутить нас? Почему должны беспокоить нас вещи, которые
не трогают великого Бога, воспламеняющего наши души?
Бог есть любовь. Мы с вами являемся Его любовью, Его женою. Но мы Его супруга в восточном многоженном браке. Он любит меня и так
же пылко любит многих других: и я люблю этих других за те многие радости, которые они приносят Тому, Кто является центром моей жизни.
|