5. Ислам о Божественности Христа
По всей вероятности, наибольшим противоречием в споре между христианством и исламом является вера христиан в Божественность Христа,
что по мнению Корана есть богохульство и неверие. Такая вера христиан противоречит многим стихам Корана; наиболее важные из них (четыре)
упомянуты в суре 5 (Трапеза) и пятый стих в суре 4 (Женщины).
1. Коран утверждает, что не веруют те, которые говорят,
что Аллах - это Мессия, сын Марйам. Скажи: "Кто же властен
чем-нибудь у Аллаха, если Он захочет погубить Мессию, сына
Марйам, и его мать, и тех, кто на земле, всех?" Сура
5,17. Аль-Рази, в своих комментариях, говорит об этом стихе,
что он содержит в себе вопрос. Если бы никто из христиан не
говорил, что Аллах есть Христос, сын Марии, то зачем нужно
было бы Аллаху говорить так о них, если бы они не говорили
этого? Он отвечает, говоря, что многие из верующих в "воплощение"
говорят, что Аллах мог воплотиться в теле или в духе избранной
личности. Если это так, то не является неправдоподобным сказать,
что некоторые из христиан придерживаются этой доктрины. Все
же это является недалеким от того, что христиане утверждают,
ибо они говорят, что Личность-Слово объединилась с Личностью
Иисуса. "Слово" есть либо "Существо",
либо свойство. Если оно есть Существо, тогда Личность Аллаха
воплотилась в Иисусе, и Он объединился с Ним, и таким образом
это соответствует утверждению, что Иисус есть Аллах".
"Если же мы скажем, что "Слово" является выражением
свойства, то тогда переход от одной личности к другой нелогичен".
"Тогда предположение о переходе элемента знания от Аллаха
к Иисусу делает необходимым принять заключение, что Сам Аллах
лишился знания; но тот, кто не является Всеведующим, не может
быть Аллахом. Согласно вере христиан Иисус есть Аллах, и даже
если христиане не утверждают этого ясно, то все же это является
результатом их мировоззрения". "Аллах, да будет
превознесено Его Имя, протестовал против испорченности этой
веры, говоря: "Кто может сделать что-либо против Аллаха,
если бы Он захотел уничтожить Мессию, сына Марйам, и его матерь?"
Эти слова, по мнению комментаторов, значат, что Иисус был
таким же как и любой другой на земле по своей физической внешности,
природе, психике, характеру и состоянию. 2. Коран утверждает: "Не веровали те, которые
говорили: "Ведь Аллах - Мессия, сын Марйам". А Мессия
сказал: "О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу
моему и Господу вашему!" Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей,
тому Аллах зпретил рай. Убежищем для него - огонь, и нет для
неправедных помощников!" Сура 5:72. Имам аль-Рази, в
толковании этого стиха, говорит: "Когда Аллах вопросил
о некоторых поговорках иудеев, то начал с утвержденияпо отношению
к христианам и говорил о секте, утверждающей, что "Аллах
воплотился в Иисусе и стал единым с Его Личностью".
3. Сура 5:73 утверждает: "Не веровали те, которые
говорили: "Ведь Аллах - третий из трех", - тогда
как нет никакого божества, кроме единого Бога. А если не удержатся
от того, что говорят, то коснется тех из них, которые не уверовали,
мучительное наказание". Мусульмане начинают с этого стиха
и обвиняют христиан в поклонении трем богам, Аллаху, Марии
и Иисусу. Аль-Рази рассматривает вероучение христиан следующим
образом: "О христианах сказано, что они утверждают о
Боге так: "это одно Существо" и три личности (Ипостаси):
Отец, Сын и Святой Дух, и эти Три являются единым Богом, точно
так как солнце имеет диск, лучи и тепло. Они понимают, что
"Отец" - Личность, "Сын" - Слово, и "Святой
Дух"- Жизнь. Таким образом, по их мнению, Бог есть Личность,
Слово и Жизнь; они говорят: "Слово", являющееся
Словом Божьим, соединилось с телом Иисуса, как вода соединяется
с вином и вода с молоком, и утверждают, что Отец есть Бог,
и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог". Аль-Рази заканчивает
свое толкование следующим добавлением: "Знайте, что это
известно как ошибка; на основе логики мы можем утверждать:
три не могут быть одним, а один не может быть тремя".
4. Коран говорит: "И вот сказал Аллах: "О
Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: "примите меня
и мою мать двумя богами, кроме Аллаха?" Он сказал: "Хвала
Тебе! Как можно мне говорить, что мне не по праву? Если я
говорил, Ты это знаешь. Ты знаешь то, что у меня в душе, а
я не знаю того что у Тебя в душе: ведь Ты - выдающий скрытое".
Сура 5,116 . Аль-Рази находит проблемы в этом, говоря: "Первая
проблема связана со значением выражения Аллаха: "Первая
проблема связана со значением выражения Аллаха: "О, Иисус,
сын Марии, помни мою благодать, пребывающую на Тебе".
Он связывает это с тем отличием, которое Христос будет иметь
в день Воскресения. Вторая проблема: если Аллах, будучи Всеведующим,
знал что Иисус не сказал: "Возьмите меня и мою мать в
качестве двух богов" - (и это не прилично Всеведующему
задавать такой вопрос), - почему Он обратился с этим вопросом
к Иисусу? Если скажут, что цель этого - сделать выговор и
упрекнуть христиан, то мы скажем, что никакой христианин не
верует заявлению, что Иисус и Мария были двумя богами, кроме
Аллаха. "Ответ, данный по поводу первой части стиха:
"почему Аллах обратился к Иисусу?" - состоит в том,
что вопрос был сформулирован в виде отрицания". "Ответ,
данный по отношению ко второй части стиха: Аллах есть Творец.
Однако христиане верят, что чудеса творили Иисус и Мария,
а Аллах вовсе не творил их. Если это так, то христиане утверждают,
что творцами тех чудес были Иисус и Мария, а не Аллах. Итак,
действительно они этим утверждали, до некоторой степени, что
Иисус и Мария являются двумя богами, кроме Аллаха. Итак Аллах
больше не является Богом". Аль-Рази верит, что эти различные
утверждения и легенды соответствуют этому толкованию. Однако
другие толкователи Корана имеют разногласия по поводу точного
времени: когда Бог задал этот вопрос Иисусу? Аль-Садди, например,
говорит, что Аллах, когда Он вознес Иисуса, сына Марии к Себе,
спросил Его: "Сказал ли Ты человечеству: "Возьмите
Меня и Мою мать в качестве двух богом?" Но Кватада говорит:
"Этот вопрос еще не был задан. Он будет задан при воскресении".
Ибн Джарих и Майсара согласны с этим мнением.
5. "О обладатели писания! Не излишествуйте в
вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины.
Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и
Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же
в Аллаха и Его посланников и не говорите - три! Удержитесь,
это - лучшее для вас. Поистине, Аллах - только единый бог".
Сура 4, 171. Абу Джафар аль-Табари в толковании этого стиха
сказал: "О, люди Евангелия! вы, христиане! Не выходите
из рамок истины в вашей религии, и не преувеличивайте, и не
говорите об Иисусе то, что не истинно. Остановитесь вы, говорящие,
что Аллах есть Третий из Трех. Вы говорите ложь и поддерживаете
многобожие. Воэдержание от такого утверждения будет лучшим
для вас, потому что внезапное наказание от Аллаха падет на
вас за такое утверждение, если вы будете продолжать, и не
возвратитесь к истине, которую вам надлежало бы защищать".
Главной проблемой ислама является понятие, что слово Троица
означает три бога: Аллаха, Иисуса и Марию. Однако христианство
в течение столетий порвозглашало (до возникновения ислама
и после), что слово "Троица", в значении трех богов,
никогда не упоминалась. Это есть заблуждение еретиков, которых
Церковь отлучила, и отвергла эту ересь, выдуманную ими.
Эти еретики происходили от арабов-язычников, и от них ислам заимствовал эти извращенные понятия о христианском учении.
|