Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? Деян.19:15
Апостол Павел совершал свое третье миссионерское путешествие. Быстро прошел он верхние страны и прибыл в великий город Ефес, по
развалинам которого я только вчера еще бродил. Он нашел там "некоторых учеников" (Деян.19:1).
Первым делом этот муж, исполненный Духа Святого, осведомился у этих двенадцати, составляющих местную группу верующих, приняли
ли они Духа Святого уверовавши. Также первое, о чем спросил бы Ап. Павел и нас вот на этом собрании, если бы стоял за этой кафедрой:
приняли ли вы Духа Святого как облечение свыше? Мы можем получить Духа Божия при возрождении далеко не исчерпывая могущественного
служения Духа Святого. Человек остается совершенно беспомощным, пока он не получит облачение силою свыше (Лук.24:49). Всех собравшихся
сегодня здесь спрашиваю: было ли время в вашей жизни, когда вы познали силу помазания Духа Святого?
Есть четыре степени силы: самая низшая - телесная, выше ее - умственная, над ними - нравственная, а выше всех- духовная. И только
тогда, когда человек живет и действует на четвертой ступени, он имеет силу Божию и власть над нечистыми духами. Некоторые праведники,
делатели на ниве Божией, и вообще верующие, часто согласны жить на второй ступени - в области хороших мыслей и чувств, или на третьей
ступени, т.е. довольствоваться нравственно чистой жизнью, поэтому в результате видим, что дело и служение их бессильно поколебать
могучие духовные крепости сатаны.
Первый вопрос, который следовало бы задать каждому христианину, и особенно христианскому работнику: на какой ступени ты живешь,
с какой ступени ты говоришь? Ибо если вы будете говорить со ступени низшей, чем духовная, вы скоро узнаете, что жизнь ваша несостоятельна.
Те двенадцать в Ефесе под руководством Ап. Павла приняли Духа Святого через Иисуса Христа, Духа, Который сошел на Христе при крещении
и на Церковь в день Пятидесятницы, а также и на язычников в доме Корнилия (Деян.11:15). Дух Святой не может быть исчерпаем. Он сошел
и на эту маленькую Церковь в Эфесе и произвел в ней целый переворот. Действие силы Божией вызвало большие споры. Павел был достаточно
благоразумен, и, видя споры и слушая доказательства, имевшие целью не выяснение правды, а стремление противоречить ей, он понял,
что не стоит тратить время даром. И потому он, оставив спорщиков (Деян.19,9), отделил участников и ежедневно проповедовал в другом
помещении.
Ничего нет удивительного, что сошествие Святого Духа на Церковь в Ефесе взволновало злых духов. Везде и всегда, когда Дух Святой
нисходит на верующих в Своем могуществе, подымаются злые духи, чтобы противодействовать этому.
Почему иные из вас так мало знают о диаволе? Потому что вы так мало знаете о Святом Духе. У вас даже начинают появляться сомнения:
да есть ли он - этот диавол? Почему это? Да потому, что ему нечего беспокоиться относительно вас, вы ему не вредите, не приносите
ущерба. Но если бы вы только начали жить в силе Святого Духа, весь ад был бы поднят на ноги, чтобы остановить вас! Вы не должны поэтому
удивляться, что злые духи с возрастающей силой заявляют о своем существовании. Я думаю, они все время были в Ефесе, но не восставали:
их не беспокоили много. Присутствие Божие и действие Его силы в этой небольшой Церкви вызвали сильное сопротивление духов, которым
Апостол противостоял именем Иисуса Христа. Когда Павел Заговорил, они знали, что должны подчиниться. Как лошади и собаки знают, когда
приходит к ним строгий хозяин, так и бесы знают, когда является действительно духовный человек.
Успехи Ап. Павла в его обращении со злыми духами, овладевшими телом, разумом и душами одержимых и терзающими их, были настолько
велики, что заклинатели, зарабатывавшие свое пропитание изгнанием бесов, притворным или действительным, почувствовали, что их благосостояние
в опасном положении. А так как их собственная сила терпела неудачу, то они решились позаимствовать из вторых рук имя Господа Иисуса
и говорили: "Заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует". Они познали Господа лично, не имели непосредственного
помазания Иисуса Христа, но они действовали, как они думали, тою же силою, что и Павел проповедует. Бесы рассудили очень здраво,
настолько здраво и разумно, что это и сейчас еще звучит в сердце каждого из вас в этом собрании: "Иисуса знаю, и Павел мне известен,
а вы кто?". Они и сейчас, обращаясь к собранию, спрашивают: "Вы там, на хорах, вы там, внизу, - кто вы?" Злой дух
сказал устами одержимого: "Иисуса знаю..." Что он знал первоначально об Иисусе, об этом я не говорю теперь, но мы можем
заглянуть в первую главу Евангелия от Марка. Когда Иисус в синагоге изгнал нечистого духа из одержимого, нечистый дух вскричал: "Оставь,
что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты Святый Божий" (Мр.1,24). В продолжение тридцати
лет злой дух следил за Христом. Знал ли он Его до рождения во плоти или нет, я об этом не говорю здесь. Но в течение тридцати лет
он пристально наблюдал за Ним, и это показало злому духу, что Иисус был действительно Святой. Важное свидетельство из царства сатаны,
не правда ли? Дальше в этой же главе читаем, что Иисус изгоняет в ту же субботу бесов и не позволяет им говорить что они знают Его.
Он точно не хотел, чтобы они говорили, что они знают о Нем, хотя они. очевидно, очень хотели разгласить это.
Несомненно то, что как сатана некогда следил за Иовом (1:8), так злые духи всегда наблюдают за нами. Они всегда как бы снимают
с нас мерку, всегда оценивают, взвешивают наше благочестие, все наши разговоры, определяют нашу стоимость. Я предполагаю, что злые
духи очень откровенно рассуждают относительно нас и, передавая наши сведения, говорят: "Я видел его делающим то-то и то-то,
он хорошая добыча для нас". Они постоянно наблюдали за Христом. Когда их великий предводитель искушал Иисуса в пустыне, там
были, может быть, десятки тысяч злых духов, наблюдавших за Христом и взвешивавших все, что Он делал. Они видели, как сатана искушал
Его "похотью плоти" и как Он отверг предложение превратить камни в хлебы, как сатана искушал Его "похотью очей"
и как Он не прельстился всеми царствами мира и славою, как сатана искушал Его "гордостью житейской" и как Он отверг предложение
броситься тщеславно с крыла храма. Все демоны, уходя, говорили: "Никогда ничего такого мы не видели!" Они наблюдали за
Ним и на горе Преображения, когда дверь вечности открылась перед Ним и Он мог бы войти Туда без суда и без промедления, ибо Он был
безгрешен. Они заметили и то, что, хотя Он мог перенестись в вечную славу, Он, вместо "предлежавшей Ему радости, претерпел крест,
пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12,2), избрав добровольно путь Голгофы. Они наблюдали, напрягая
все свое внимание, чтобы заметить, не поколеблется ли Он, не увлечется ли и не отступит ли от Своей главной цели и задачи. Скорее
всего, не только наблюдали, но и всячески старались отвратить Его от исполнения предстоящей Ему задачи. Гефсиманский сад словно почернел
весь от злых духов, от миллиардов их, собравшихся там в этот час властей тьмы, чтобы видеть "князя мира сего" в величайшей
его атаке на Сына Человеческого Иисуса Христа, видеть в единоборстве с Ним. Они видели при искушении в пустыне, как сатана старался
соблазнить и увлечь Его, чтобы Он употребил на что-нибудь другое Свою силу. Теперь они явились посмотреть, как сатана показывает
Ему древо креста, предсмертные муки и весь позор следующих дней, но они снова увидели, что Иисус непоколебим. Они слышали, как Он
сказал: "Отче! Не Моя воля, но Твоя да будет". И они говорили друг другу: "Все кончено, мы ничего не можем поделать
с Ним". Они наблюдали за Ним и на кресте Голгофы, когда Он, умирая, "пленил плен" и открыто выдворил их из владений.
Когда они увидели смерть, гроб, преисподнюю и сатану, привязанного к колесам колесницы восходящего Христа, "пленившего плен"
и возносящегося к Отцу, они точно знали, Кто Он; они знали, что Он - торжествующий победоносный Спаситель.
Я не удивляюсь, что тот бес сказал: "Иисуса знаю, я знаю, что Он - Сын Божий". Затем злой дух сказал далее: "И
Павел мне известен". Он довольно близко был знаком с Павлом. Он знал Павла, когда тот был влиятельным деятелем, правоверным
фарисеем и когда еще злые духи думали, что они могут делать с ним, что им угодно, когда он так послушно исполнял их дело. С ужасом
они наблюдали сцену на пути Павла в Дамаск, когда в превосходящем солнечное сияние свете явился ему Еммануил, сразив его мгновенно
и повергнув на землю, и он неожиданно, сразу и бесповоротно, сделался живым и послушным учеником Христа.
Они знали Павла, знали его в детстве и в годы юношества. Они знали его при обращении. Они всегда следили за ним, как они следят
за тобою и за мною. Они оценивали его, и они знали его. Например, они знали, что Павел пережил лично, на опыте, когда старался победить
их собственной силой, но был постоянно побеждаем ими, ибо они, как мальчиками друг друга веревками, постоянно сбивали его с ног.
Всякий раз он старался встать и решался больше этого не делать. Они слышали, как он жаловался: "Доброго, которого хочу, не делаю,
а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7:19). Они со смехом восклицали: "Он наш теперь! Он христианин, но мы знаем секрет,
как сбивать его с ног".
Но однажды они увидели, как Павел ухватился за руку Христа. Они увидели тот момент в его жизни, когда он воскликнул: "Благодарение
Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1 Кор.15:57); "...все могу в укрепляющем меня Иисусе"
(Фил.4:13). Тогда же, когда они услышали новый вывод: "...закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и
смерти" (Рим.8:2), они воскликнули: "Нечего нам больше ждать от него; если он и дальше пойдет в этом направлении, нам не
удастся сбить его". "О, мы знаем этого человека! Мы видели его, когда он проходил через этот духовный опыт", "Павел
мне известен". Они наблюдали за Павлом также в его молитве. Прежде чем прийти в это собрание, я снова пересмотрел мой Новый
Завет и думаю, что из всех посланий Апостола Павла я нашел только одно из них, где он не упоминает о своей молитвенной жизни. И почти
во всех посланиях он говорит о преклонении колен своих пред Небесным Отцом. Павел сделал больше своими коленями, чем своим пером.
Павел сделал больше молитвой, чем делаем мы нашим шумом и суетой. Павел делал дело Божие на своих коленях. Он знал как молиться.
Сила Павла в этом мире измерялась его молитвой. Да злые духи наблюдали за ним в его молитвах. Всякий раз, когда они слышали его молитвы,
они я предполагаю, становились преградой между ним и небом, так что Павлу стоило много времени и усилий, чтобы прорвать эту тучу.
О, они знали, что Павел никогда не отступает: чем больше он был подавлен, тем настойчивее сражался и, начав раз настаивать в молитве,
он никогда не уступал, пока не получал полной победы.
Пример подобной молитвы мы встречаем и в книге пророка Даниила (10:2-14). Злой дух как бы сказал: "Павел мне известен, я
слышал как он молится. Никогда не слышал, чтобы человек молился так, как он. Я знаю: нет мне больше пользы от него". Злые духи
знали также, что Павел подвизался всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми (Деян.24,16). Они знали, что всякий вечер,
прежде чем идти на отдых, Павел садился возле своей постели и просматривал истекший день, чтобы видеть не вошло ли какое-нибудь искушение
и нечистота в его душу. Те из нас, которые небезызвестны сатане, знают, что он никогда не обрушивается на верующего сразу. Обыкновенно
он вкладывает в его ум или сердце маленький, но заразительный микроб искушения и, если верующий не прибегает к очистительной Крови
Иисуса Христа, он будет сражен лукавым. Павел бодрствовал, и злые духи видели, что он знает их уловки. Они как бы сказали: "Мы
знаем, что Павлу небезызвестно наши умыслы (2 Кор.2:11), так как он старается ежедневно иметь непорочную совесть пред Богом и людьми".
Бес знал эту заботу Павла, его силу веры и потому, когда Павел повелевал ему выйти, он выходил из человека.
Не то было, когда семь сыновей Скевы, ополчились на беса. Он сказал им в ответ: "Что это вы выдумали? Кто вы? Я не знаю вас,
я никогда раньше не слышал о вас, ваши имена никогда не вспоминались в аду. Никто не знает вас за пределами этого города". Да,
этот вопрос задан и мне сегодня: знает ли кто-нибудь меня там, в преисподней7 Знает ли сатана относительно нас что-нибудь, бояться
ли бесы нас? Напуганы ли они нами, или же они смело бросаются на нас? Сыновья Скевы старались изгнать злого духа из одержимого, но
злой дух ответил им: "Я вас не знаю и не намерен выходить ради вас нисколько. Был бы здесь Павел - другое дело, но ради вас?
кто вы?!". И он не только ответил им так, но бросился на них и взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали
из дома того. Это напоминает нам случай под горой после Преображения (Мф.17:14-21). Понимаете ли теперь в чем дело?
Вся Библия учит нас - и это заслуживает большого внимания - что большая часть зла в мире есть дело злых духов. Они именно во власти
тьмы в этой долине смертной тени. Эти злые духи везде вокруг нас: в обществе, в нашей собственной семейной жизни, в том сыне-пьянице,
в той девушке, которая одержима нечистым духом, в тех молодых людях, которые словно околдованные, уходят от Бога и столь равнодушны.
Не дело ли это духа, "действующего ныне в сынах противления" (Еф.2,2)?
А в каком положении мы? Мы молились, чтобы Бог обратил многие души и остановил это ужасное запустение, но народ по прежнему равнодушен.
Что-то вроде сухого разложения появляется в наших церквах, и мы бессильны со всеми нашими молитвами предотвратить это. В чем же дело?
А в том, что сатана не боится нас! Ему нечего бояться, когда мы проповедуем по воскресениям, свидетельствуем в каких-то местах, посещаем
по домам. Сатана говорит: "Я не знаю вас. Вы не стоите того, чтобы тратить на вас мое внимание. Мне незачем беспокоить ад, чтобы
остановить вас".
Лютер должен был идти в Вормс, и его удерживали от этого, но он ответил: "Если бы там было столько диаволов, сколько черепицы
на крыше, я все равно пошел бы туда". Но мы никогда не имели такой массы сопротивления. Мы недостойны этого и не имеем силы.
Сатана так упорно вредит церкви и владычествует во всем мире, потому что мы бессильны. Он с издевкой спрашивает: "Кто вы?!"
Я не столько говорю это вам, сколько самому себе и всем служителям Божиим: что мы делаем здесь на земле, что злой дух одолевает нескольких
сразу? Где причина? Не думаете ли вы, что пришло время устраивать съезды не для разговоров и совещаний, а для самоисследования в
молитвы? Не думаете ли вы, что, если бы это было возможно, мы должны были бы собрать церковь со всех четырех сторон, чтобы она стала
с надеждою пред Господом7 Не думаете ли вы, что мы должны привести в порядок нашу жизнь пред лицом Бога и привести ее настолько в
порядок, чтобы сатана знал об этом? И тогда власть ада была бы сломлена.
Я никогда не думал об этом. В таком свете мне это предстало это недавно, когда я размышлял о словах фарисеев, где они говорили
о Христе, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою Веельзевула, князя бесовского. А затем еще больше, когда я стал думать об удивительных
словах Спасителя: "...как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит
дом его" (Мф.12:23-29). Многие из нас идут по улицам, полным греха того или иного рода, полных попавших во власть сатаны мужчин,
женщин и детей, и мы беспомощны. "Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился
Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола" (1 Ин.3:8).
Мы не можем похитить у сатаны эти драгоценные души, потому что мы не связали "сильного" в нашей собственной жизни. Мы
не знаем на личном опыте, что значит связать эту силу. Как мы можем освободить других, живущих по воле пленившего их "сильного",
"князя мира сего"? Не знаю, чувствуете ли вы тоже, что я сейчас. Мне кажется, что нужно пойти назад, к изначальному своему
состоянию, исследовать свое прошлое и, обратившись к Богу, сказать: "Господи, помоги мне! Я решился иметь победу над сатаною
в моей собственной жизни. Я намерен взять обратно всякую крепость, отнять всякое месть во мне и в моей жизни, посредством которых
он манипулирует". Слово Божие призывает: "...и не давайте места диаволу" (Еф.4:2)! Я решаясь принять такую полноту
благодати Божией, что князь мира сего не будет иметь во мне ничего. И для этого ч думаю, нам нужно вернуться к молитве. Да простит
нам Бог недостаток молитвы. О друзья, легко сказать "Аминь", когда другие молятся. Но Господь знает наш грех недостаточной
и небрежной молитвы. Я не удивляюсь, что положение обстоит именно так. как оно есть. Бог да простит мне, если я говорю резко. Но
я решил отныне связывать сильного, и хочу хотя бы в эти несколько последних лет моей жизни жить в такой святости и силе Духа Святого,
чтобы имени моего боялись в аду! Аминь. Ф.Б.Мейер Из журнала "Гость" за 1914 год
|