2.2. Детоводитель
ко Христу
"Для чего же закон? - спрашивает Павел и сам отвечает: "Он
дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому
относится обетование, и преподан чрез Ангелов, рукою посредника. Итак
закон противен обетованиям Божьим? Никак! Ибо, если бы дан был закон,
могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; Но Писание
всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере
в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона,
до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас
детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; По пришествии же
веры, мы уже не под руководством детоводителя." Гал.3:19,21-25
До того, как был дан закон Бог был свидетелем насколько "всякая плоть
извратила путь свой на земле" Быт.6:11-12. Грех превозобладал и в
своей отвратительной форме предстал перед глазами Бога. Но несмотря на
всю греховность и непростительность состояния человека, несмотря на серьезный
вызов, который он бросал справедливости Бога, грех "не вменялся,
когда не было закона". После же того, как был дан закон, и до времени
пришествия семени, к которому относится обетование, или, другими словами,
до тех пор, пока Христос не установил совершенно новых правил жизни, человек
под законом. Если бы закон действительно был в состоянии дарить жизнь,
то праведность могла бы быть обретена на основе дел закона, человек был
бы в состоянии оправдать себя самого своими собственными делами. В таком
случае закон противоречил бы обетованию, которое может быть обретено только
по вере.
Данный уже закон, начал провозглашать, что весь мир в плену у греха. Когда
люди осознают эту истину и оставляют попытки угодить Богу собственными
усилиями и делами, тогда для них открывается путь к принятию обетования
спасения по вере в Иисуса Христа. Продолжая объяснять цель закона, Павел
прибегает к двум речевым приемам, уподобляя закон тюремному заключению,
а отношения закона и подзаконных взаимоотношениям ребенка и его воспитателя.
Израиль находился под стражею закона. Посредством его Бог ограждал Свой
народ от злых воздействий окружающего его языческого мира. Далее: закон
был подобен воспитателю. Употребленное здесь греческое слово "paidogogos"
не имеет точного аналога в современных языках, поскольку в современном
обществе не существует соответствующей "должности". Педагогами
мы обычно называем школьных учителей, но греки вкладывали в это слово
иной смысл: у них "педагогом" назывался раб, которому поручали
воспитание хозяйского сына от шести-семи лет до достижения им физиологической
зрелости. также рабы были суровыми воспитателями: они были обязаны ограждать
детей от разлагающего влияния внешнего мира и отвечали за их нравственное
становление. Подобным же образом действовал и закон - до тех пор, пока
не пришел Христос и люди не обрели возможности оправдаться верою в Него.
То есть для большей точности следовало бы сказать, что закон "не
вел" ко Христу, а воспитывал людей до тех пор, пока не пришел Христос.
Отсюда ясно, что вера во Христа знаменует окончание власти закона, ибо
ею верующие освобождаются из-под стражи закона, другими словами, из под
надзора этого строгого "педагога".
|