«10 лет активной жизни Свидетеля Иеговы»
Часть вторая: «ПИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ»
Эта работа посвящена открытому описанию деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы и его юридического органа
«Общества Сторожевой Башни». Автор этой работы, бывший член этой организации, служебный помощник и работник центрального бюро
Общества в Латвии, Максим Л. (Подробно с его иторией можно ознакомиться в первой части работы, под названием: «10 лет активной
жизни Свидетеля Иеговы»).
Эта небольшая работа написана на основании достоверных фактов и осознанным размышлением над происходящими событиями в вышеуказанной
организации. Право делать выводы, автор оставляет за читателями.
Для того, что-бы понять человека или группу людей, необходимо понять психологию и цели к кторым стремятся эти люди. Для этого
здесь описывается портрет примерного Свидетеля Иеговы, а также методы работы внутри организации.
Психология рядового Свидетеля Иеговы, в идеальном варианте, такова:
1) «я служу Единому Истинному Богу, имя Которого – Иегова»
2) «я должен подчиняться старейшинам и всем тем братьям, которые имеют назначение от Общества, не прекословить им, не подвергать
сомнению их слова, не искать в них ошибки и неправильные мысли»
3) «я должен проповедовать столько, сколько позволяет мне мое здоровье и возможности»
4) «я должен стремиться устроить все свои дела и личную жизнь так, что-бы я смог служить пионером и отдавать отчет Обществу
не менее 70-ти часов в месяц»
5) «в моем проповедовании, моей главной целью должен быть результат, а именно привести в организацию как можно больше людей
и довести их до крещения, дальше руководство над процессом обучения и исправления, над этими людьми, возьмет организация»
6) «если я брат, я должен стремиться к должности в собрании и моей конечной целью должно быть получение назначения на должность
старейшины. Если я сестра, я должна стремиться к увеличению проповеди по домам, к увеличению количества приведенных мной людей
в организацию, показывать пример бесприкословного подчинения старейшинам и их указаниям»
7) «я должен стремиться стать очень хорошо подготовленным оратором. Уметь держаться на публике. Уметь отвечать на любые возражения.
Уметь использовать Библию таким образом, что-бы ни у кого из слушающих меня не возникли сомнения в правильности нашего учения»
8) «я должен отвергать и защищать свой ум от сомнений. Не слушать и не читать никакую литературу, которая не издана нашим
Обществом. Не здороваться с отступниками, не разговаривать с ними и не иметь никаких дел с ними.»
9) «я должен признавать единственную правильную религию, Свидетелей Иеговы»
10) «мое изучение Библии может быть только с помощью публикаций «верного и благоразумного раба», которого использует сегодня
Бог для связи с человечеством»
11) «моя семья в итоге должна стремиться быть примерной и активной в проповедовании и распространении журналов, независимо
сколько в ней членов молодых или пожилых»
12) «я дожен избегать любого соприкосновения с мирскими праздниками: рождество, новый год, дни рождения, государственные праздники,
поминки и т.п.»
13) «на работе я должен быть честным, не укланяться от уплаты налогов, даже если мне это невыгодно»
14) «если передо мной стоит выбор учиться дальше после школы, идти в институт и получить професию или стать полновременным
пионером, я должен выбрать путь служения в организации, а не стремление к удобной и комфортной жизни в этом умирающем мире»
15) «я должен быть приветливым соседом, готовым всегда проповедовать и имеющим всегда под рукой литературу Общества, но в
то же время я не должен слишком много разговаривать с ними, таким образом охраняя свой ум от разлогающего мышления. Это относится
и к неверующим в организацию родственникам.»
16) «я дожен любой разговор направлять в положительное русло. Избегать критики в адрес организации и ее членов. Всегда говорить
и судить обо всем в свете слов Сторожевой Башни»
17) «я не должен увлекаться просмотром телевизора, компьютером, наукой, мирскими размышлениями и всем тем, что противоречит
или не восхваляет Общество Сторожевой Башни»
18) «я должен регулярно жертвовать деньги на поддержку всемирного дела и также на местные нужды»
19) «я не должен участвовать в благотворительных программах т.к. глвная и основная помощь людям состоит в распространении
журналов Общества и подготовки новых учеников»
20) «я должен в основном слушать музыку Общества Сторожевой Башни т.к. только эта музыка свободна от демонов и плотских наклонностей».
Ознакомившись с основными постулатами психологии идеального Свидетеля Иеговы, можно понять их действия и поведение. Все что
было перечислено в этих двадцати пунктах, напоминается через встречи собрания и через литературу Общества, которую необходимо
читать каждому Свидетелю. В случае нерегулярного чтения этой литературы, у человека появляется свободомыслие, которое ведет
к сомнениям. Все сомневающиеся признаются организацией и всеми ее членами, как духовно-слабые люди, которым нужна помощь.
Помощь оказывается через встречи со старейшинами, имеющими цель исправить сомневающегося человека, а также старейшины могут
подключить более сильных в вере и предложить им почаще встречаться с сомневающимся и больше участвовать в проповеди. Таким
образом, у человека остается меньше времени на размышление и следовательно на сомнения. Наилучший способ подавить сомнение,
согласно словам Общества, «взять пионерское служение» т.е. взять на себя обязанность провести в определенный промежуток
времени, определенное количество часов в проповеди по домам. Это работает и этот результат виден на «пионерах», у которых
меньше всех остальных возникает сомнений.
«Пионеры»
«Пионеры» - это особые люди, которые пользуются доверием старейшин и Общества Сторожевой Башни. Именно из них выбирают кандидатов
на служение в офисах и типографиях Общества. Им даются в первую очередь преимущества и назначения. Они первые получают «благотворительную
помощь» в виде «секондхенда», если такая помощь приходит. Затем остатки достаются рядовым членам. Это обьясняется тем, что
у «пионеров» больше заслуг перед Обществом и перед Богом. Каждый год Общество проводит «школы пионерского служения», которые
предназначены только для «пионеров», остальные на эту встречу не допускаются. На этих закрытых встречах обсуждаются вопросы
проповедования, как избежать возражения, как переключить тему разговора и как убедить человека взять журнал или привести его
в организацию. Происходят репетиции и тренировки. Оттачивается умение говорить и использовать публикации Общества и Библию.
Изучается психология поведения мирских людей и рассматриваются приемы манипулирования над их сознанием. Слово «психология»
не используется вообще. Подчеркивается мысль результативного служения. Всем дается понять, что это служение Богу и Он хочет,
что-бы все люди стали Свидетелями Иеговы. В противном случае они сгорят в быстронадвигающемся Армагеддоне. Укрыться можно
только находясь в организации. Подавляющее большинство «пионеров» - искренние люди, желающие заслужить доброе имя у Бога и
тем самым стать одними из первых в списке спасенных. Есть среди «пионеров» думающие люди, которые поняли все ступеньки карьерного
роста в организации. Без пионерского служения тяжело получить какое-либо назначение или преимущество, необходимо доказать
свою преданность организации. Способных «пионеров» замечают старейшины или районный надзиратель. После этого их карьера в
организации растет быстрыми темпами. Пример этому, все члены руководящего совета Свидетелей Иеговы – бывшие «пионеры», отдавшие
свою жизнь, силы, способности организации, которая затем отблагодарила их, пустив в верхние эшелоны власти. Большинство «пионеров»
- женщины и девушки. Среди строк журналов можно найти мысль о том, что лучше жениться на «пионерке» т.к. она является духовно-сильной
и как следствие станет лучшей женой. Находясь под такой установкой, молодые братья ищут свою спутницу жизни в первую очередь
среди таких духовно-сильных девушек – «пионеров». Часто после свадьбы, эти «пионерки» продолжают свое служение не сходя с
дистанции и продолжая отдавать отчет с таким же количеством часов. Другие молодые девушки и женщины видят дефицит братьев
и поэтому интуитивно происходит борьба за брата. Что-бы обратить на себя внимание необходимо в первую очередь стать «пионеркой»
и быть всегда радостной и улыбающейся тем самым показывая, что это служение приносит счастье. Если такая сестра может показывать
это на протяжении нескольких лет и она необделена человеческой красотой, она может быть избранной кем-то из братьев и следовательно
выйти за одного из них за муж. Сам факт того, что братьев меньше чем сестер, вызывает дух сопернечества в организации и стремление
отличиться в «пионерском служении». Известны случаи перехвата внимания брата и привлечение его к себе, путем вхождения в состав
«пионеров». Общество Сторожевой Башни создавая такой дух и давая мысли о том, что лучшая жена – это «пионерка», выигрывает
на увеличении ревностных служителей. Повышаются показатели собрания, приходят новые люди, «пионеров» становится больше и активность
возрастает. Общество обьясняет этот рост благословением от Бога, немотря на то какими методами оно пользуется для побуждения
своих членов к увеличению активности. Из наблюдения видна закономерность: чем меньше в собрании братьев, тем больше в нем
сестер-«пионерок». Человеческая потребность в браке используется Обществом для достижения результатов в проповеди и увеличения
количества новых членов.
«Миссионеры»
Существует также высшая каста «пионеров» -это «миссионеры» и «специальные пионеры».
«миссионеры» - это люди окончившие пятимесячный курс интенсивного обучения в одном из фелиалов Общества Сторожевой Башни.
Они должны владеть свободно ангийским языком, быть «пионерами» не менее десяти лет, иметь безупречную репутацию в организации,
отличаться сильным здоровьем и выносливостью, быть не старше тридцативосьми лет, не иметь детей и обязанность ухаживать
за кем то из престарелых родителей, быть в браке с «пионеркой», иметь хорошие результаты, обладать ораторским исскуством
и способностью учить и убеждать и кроме того, это должен быть человек имевший звание «старейшины», иногда допускаются способные
«служебные помощники», которые быстро становятся «старейшинами». «миссионеры» - готовятся для служения в отдаленных частях
мира, а также для служения там, где деятельность Свидетелей Иеговы запрещена законом. Учась в школе по подготовке «миссионеров»,
которая называется «школа Галаад», они не знают страны своего назначения, об этом им говорят после получения диплома об
окончании этой школы. Кого и куда назначить, решает специальный служебный отдел, который занимается организацией проповеднического
дела. Имена тех, кто дает назначение «миссионерам», скрываются. После окнчания этой школы «Галаад», супружеские пары и новоиспеченные
«миссионеры» ставятся перед фактом назначения. Они не в праве обсуждать назначение. Общество вложило в них большие деньги
и теперь ожидает от них результата, который исчисляется не менее 140 часами проведенными в проповеди, а также их главной
целью является возможность обосновать местное собрание Свидетелей Иеговы из местных жителей. Они получают билет в один конец.
Прилетев на место своего назначения, они обязанны выучить местный язык и культуру. Они стараются вести себя так, что-бы
не выделяться из местных жителей. Их задача, найти первых интересующихся людей, обучить, крестить и обосновать собрание.
Когда цель выполнена, «миссионеры» получают новое назначение от Общества. Если в одном из местных собраний появляются факты
инакомыслия, тогда в это собрание срочно направляются «миссионеры», которые на основании указа Общества, берут всю власть
в свои руки и исключают из организации всех инакомыслящих. Даже если в одной из стран Свидетели Иеговы запрещены законом,
Общество направляет туда специально-подготовленных «миссионеров», обученных для работы в тяжелых условиях. Они проходят
подготовку тайной переписки, вербовки новых членов, маскировки и нелагальной доставки литературы. Их конечная цель – найти
и обучить новых членов организации, обучить их организаторской работе и обосновать собрание Свидетелей Иеговы. После того,
когда цель достигнута, они тайно покидают страну и получают от Общества новое назначение. Количество таких тайных агентов
не известно. Однако они активно работают в исламских странах и в тех странах, где деятельность Свидетелей Иеговы запрещена.
Они пользуются поддержкой местных посольств. Все финасовые расходы оплачивает Общество. ( в 2002-ом году на всех «миссионеров»
и «специальных пионеров» Общество потратило более 72 млн. долларов США) .
«Специальные пионеры»
Цель «специальных пионеров» состоит в том, же что и у «миссионеров». Разница лишь в том, что «специальных пионеров» готовят
из неженатых братьев. Их выбирают из «пионеров», если они отличились в преданности организации и не имеют никаких сомнений.
Обладают хорошим здоровьем и ораторским искуством. Подговока «специальных пионеров» происходит в «школе усовершенствования
служения». Они проходят интенсивный двухмесячный курс обучения, где в отличии от школы «Галаад», делается упор на укрепление
организации из нутри. Они также не знают своих назанчений до окончания этой школы. Назначение не обсуждается. Они засылаются
в уже готовые собрания Свидетелей Иеговы, для укрепления организации и контроля над другими. Эти мужчины обучены таким вещам
как борьба с инакомыслием, исправлением местных старейшин, укрепления авторитарности указаний Общества. Они должны проповедовать
не менее 140 часов каждый месяц и увеличивать количество новых членов. Все их расходы покрываются Обществом Сторожевой Башни.
После окончания «школы усовершенствования служения», эти братя не имеют права жениться в течении двух лет. Ожидается от
них, что в течении этого периода, они своей работой оправдают доверие Общества и выполнят поставленные для них задачи. Им
в отличии от «миссионеров» можно подрабатывать, однако это не приветствуется Обществом. Их обучают быть экономными и вести
аскетический образ жизни, экономя деньги Общества. Иногда их засылают также и в новые территории, где их цель обучить местных
жителей и организовать собрание. Иногда Общество назначает «специальными пионерами» опытных и способных сестер. Они собирают
группу, а затем для организации этой группы в ту местность засылаются братья «специальные пионеры». Сестры – «специальные
пионеры» занимаются только вербовкой, однако и они обучены многим вещам, которым учат всех таких «специальных служителей».
«Член семьи Вефиля»
Существует еще один вид «пионерского служения», который называется «специальное служение в Вефиле».По всему миру находятся
офисы Общества Сторожевой Башни, которые следят за деятельностью местных Свидетелей Иеговы и дают им инструкции, потупающие
из главного управления расположенного в Бруклине, Нью-Йорк, США. На местном уровне система построена следующим образом. (
т.к. я автор этой работы был членом Латвийского фелиала, который находиться в Риге, по адресу Миера 40, мое описание будет
строится на примере этого центра, который подчиняется фелиалу, находящемся в Финляндии, в Хельсинки).
Над всем фелиалом находиться руководство, состоявшее из трех мужчин-иностранцев. Этот орган называется «комитет страны».
Под его руководством находятся все собрания Свидетелей Иеговы, специальные пионеры и миссионеры. Все те, кто не является «членом
семьи Вефиля», находиться под руководством «служебного комитета», который решает куда и сколько послать миссионеров или специальных
пионеров. Внутри «Вефиля» ( так называют Свидетели Иеговы свои центры управления), есть внутреннее руководство, которое следит
за работой всех существующих отделов:
Переводческий отдел – переводит журналы и книги с английского языка, на местный.
Юридический отдел – занимается вопросами легальности организации и их отношениями со всеми государственными учереждениями.
Отдел чистоты – руководит всеми уборщиками и прачечной, а также следит за внутренним порядком всех комнат.
Отдел по связи с больницами – занимается установлением контактов с хирургами и анестезиологами, готовыми оперировать Свидетелей
Иеговы без переливания крови.
Отдел литературы – следит за бесперебойным потоком литературы, котрая печатается в Финляндии. Также работники этого одела
развозят литературу по собраниям и принимают новые заказы.
Отдел по организации обучения – занимается организацией «школ для пионеров» и «школ усовершенствования служения», «школ для
старейшин» и «школ для служебных помощников».
Отдел учета – занимается бухгалтерией. (информация засекречена).
Отдел строительства – ищет новые возможности для постройки новых залов для встреч. Покупает земли совместно с юридическим
отделом и организовывает строительную программу.
Отдел питания – закупает продовольствие и готовит еду для всех работающих в Вефиле.
Отдел безопасности – назначает новых сторожей и следит за внутренней безопасностью.
Кроме всех этих отделов в Вефиле есть электрик, слесарь-авторемонтник, мед.сестра и другие специалисты, которые все являются
крещенными членами организации. В более крупных «Вефилях» есть также отделы которые относятся к типографии. В Латвии типография
отсутствует.
В своей первой работе, я перечислял внутренний распорядок Вефиля. С удовольствием его повторю. Живя в Вефиле человек не имеет
право: заводить любых животных в своей комнате, ходить в шортах, делать не более трех дырок в стенке, если есть желание повесить
часы или картину, приходить очень поздно домой (т.е. в Вефиль), обсуждать установленный распорядок, говорить о недостатках
старейшин. Не жениться ( если бы я женился, моя карьера сразу бы закончилась), не вывешивать в комнате плакатов с героями
фильмов, не носить одежду с надписями, не коллекционировать модели военной техники ( я этим занимался с детства), не оставлять
незаправленную кровать, перекрашивать стены даже если они вам не нравятся, преставлять мебель и многое другое. Право выбирать
где и скем жить остается у комитета Вефиля, который состоит из трех братьев-иностранцев. Они назначают тебе место и соседа.
Личные предпочтения необходимо оствавить при себе. Хотя сами они живут в лучших комнатах со своими женами. Работающий человек
не получает зарплаты, кроме карманных денег ( когда я пришел туда ежемесячные карманные деньги состовляли – 11, лат затем
16, затем 25, потом подняли до 36 и сегодня я уже не знаю т.к. не работаю, но видимо увеличение было. 1 лат = 1,7 доллара
США). Это информация секретная и нельзя о ней говорить никому, даже тем братьям, которые не работают в Вефиле. Каждую неделю
есть возможность сдать в стирку любую одежду и в течении недели она будет постирана, поглажена и приготовлена к выдачи. С
едой обстоит дело также. Еда – пять раз в день лучшего качества, деликатесы каждый день. По выбору кофе, чай и салаты. Еду
готовят члены Вефиля, которые работают на кухне. Есть те, кто закупает и привозит все необходимое. При мне мы однажды разгружали
3 поддона с кофе, который купили в Финляндии. 100 с лишним лат (170 долларов) уходило каждый день только на один сыр. Все
оборудование, мебель, техника и другое закуплено и привезено из Финляндии. Меню финское. Стиль жизни – финский. Руководство
почти все финское и шведское.
Если человек получает назначение или работу, у него нет права отказаться. Если он не успевает с поставленным для него графиком,
он обязан остаться вечером или на ночь и выполнить работу, чего бы это ни стоило. После ночной работы, дополнительный отдых
не предусмотрен. Если человек после двух-часового сна проспал, ему делается строгое замечание. В случае повторного «рецедива»
его увольняют. Замечание или выговор делают старейшины, которые обычно ночью спят, вместе со своими женами, когда другие члены
могут работать. Со мной такое происходило часто. Если человек заявляет, что у него нет сил, но он хочет дальше работать в
Вефиле, то это приговор на увольнение. Если у супружеской пары появляется ребенок, еще до его рождения они увольняются. Если
молодой неженатый брат начанает ухаживать за не замужней сестрой, но еще решение о женитьбе не принято, их обоих увольняют,
мол это не место для женитьбы. Если кто-то один раз, что-то украл, его увольняют на следующий день. Если у кого-то нашли порнографический
журнал, его уволняют на следующий день. Если не женатый брат остался на едине с любой сестрой и кто-то это увидел и доложил,
а увидевший обязан доложить, и даже если между ними ничего не произошло, они увольняются. Пить пиво или другие спиртные напитки
можно только в своей комнате или сауне, увидят пьяным уволят. Закуришь хоть раз, уволят не только с Вефиля, но из организации
выгонят вообще. Если член семьи Вефиля болен и лежит в своей комнате, когда приходит сестра-уборщица, он обязан встать и выйти
из помещения. Если человек болен настолько сильно, что не может встать, к сестре-уборщице представляют другую сестру, которая
проконтролирует эту ситуацию. Частота важнее всего. Пользоваться лифтом можно только если человек работает в Вефиле более
пяти лет. В столовой, во главе стола сестра сидеть не может, а только с краю стола. Каждое утро в 7:00 по местному времени,
во всех Вефилях происходит изучение отрывка из журнала «Сторожевая Башня». Есть список дающих свои комментарии. Коментарий
не должен превышать две минуты. Коментарий должен полностью совпадать с вероучением Свидетелей Иеговы. Инакомыслие присекается
мнгновенно. Понимание Библии, только через трактовку журнала «Сторожевая Башня». Дополнительные источники, такие как энциклопедии
и справочники можно использовать, если Общество где-либо ссылалось на них, считая их правильными, но лучше этим не рисковать,
уволят. Во время работы запрещается разговаривать на любые темы, кроме как о работе или методах исполнения этой работы. (иногда,
мы все общались с русскими братьями, даже когда приходил иностранец-надзиратель, он все равно не понимал о чем мы говорим.
Главное не использовать в этом разговоре религиозную терминологию типа: «Бог», «Иисус», «Свидетели Иеговы» и т.п., в противном
случае заподозрят и обвинят в болтовне в рабочее время, меня всегда проносило, я был очень осторожным т.к. продержался 3 года).
Рассмотрев в краце некоторые внутренние законы и уставы Общества Сторожевой Башни, а также деятельность «пионеров», «миссионеров»,
«специальных пионеров» и «члена семьи Вефиль», можно сделать некоторые выводы об управлении и сущности это религиозной организации.
Я не стану здесь навязывать вам свое мнение и выводы, вы их сделаете сами.
Будьте благословенны.
С уважением
Максим Л. (istina@inbox.lv)
Рига. 2003.
Этот материал был приготовлен бывшим Свидетелем Иеговы Макимом Л., 3 года служившем в Обществе Сторожевой Башни в Латвии.
Работу можно копировать и распространять, полностью или частично, без разрешения автора, если за это не будет взиматься плата.
|