11. Ответы на некоторые возражения
1. Возражение против Божественности Христа
Возможно, что кто-либо будет возражать против Божественности Христа, основываясь на словах Христа, записанных в Евангелии от
Иоанна 5,30: "Я ничего не могу творить Сам от Себя... ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца". Также: "ибо Отец Мой более
Меня" (Иоан.14,28).
На это возражение мы отвечаем, что эти слова не отвергают Божественности Христа по отношению к факту Его родства с Отцом в пределах
Троицы, потому что было необходимым для искупления людей, чтобы второе Лицо Святой Троицы воплотилось, предложив Самого Себя в жертву
искупления для покрытия грехов человечества. После того, как Он выполнил это Божественное задание, Он вознесся на небо и сел по правую
руку Отца "превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть тело Его, полнота Наполняющегося все во всем"
(Еф.1,21-23).
Мы понимаем из учения апостолов, что дело искупления требует, чтобы Искупитель был человеком, владеющим теми же природными качествами,
как и те, кого Он должен искупить. Он также должен быть Богом, так как Он должен иметь сверхъестественную силу победить грех и освободить
от власти греха всех тех, кто уверует в Него. Все, изучающие Библию, находят отражение этого Искупителя в строках ее, начиная с книги
Бытия до конца книги Откровения. Иногда Он виден как Человек, "Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных,
дабы нам получить усыновление" (Гал.4:4-5). Иногда Он виден как Бог, Который может быть центром поклонения для избранных Им и быть
объектом их веры.
Христос - удивительная Личность: Он есть Бог и Человек в одном лице. В Нем исполнились видения пророков в течение поколений,
предшествовавших Его воплощению. Исаия указывает на Его пришествие во плоти как на величайшее чудо и знамение от Бога, когда он говорит:
"Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (что значит "Бог с нами"
(Ис.7,14 и Мат.1,23).
2. Возражения против Божественности Святого Духа
Некоторые говорят, что Святой Дух не является одним из Лиц Троицы, но скорее Он есть сила Божия, исполняющая Его работу во вселенной
и в сердцах людей. Однако Библия ясно говорит, что Святой Дух есть Личность, а не просто сила Божия, работающая в нас. Просто сила
не может обладать святостью, истиной, или мудростью, или волей, а также не может говорить и понимать обращенные к ней слова. В Библии
записано, что крещению Христа (в воде) сопутствовало сошествие на Него Святого Духа в виде голубя, а затем раздался голос с неба,
говорящий: "Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лук.3,22). Это событие обнаруживает наличие трех Лиц в одно и в то
же время, ибо Святой Дух сошел с неба от Отца, говорящего с небес, - на Сына, Который в это время был на земле.
Равным образом таким же является обещание Христа, данное ученикам, что придет другой Утешитель как благословение для апостолов:
"Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами" (2Кор.13,13), а также апостольские
слова: "Потому что чрез Него (Иисуса) и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе" (Еф.2,18). Все это ясно указывает на три Лица
в Божестве.
Все, изучающие Библию, находят много мест, которые показывают заблуждение тех, кто утверждает, что Святой Дух является просто
Божьей силой. Одним из таких мест Священного Писания есть объяснение апостола Павла о том, что через Святого Духа было дано много
даров Церкви; одним из которых был дар чудотворения (см.1Кор.12,4-11). Если же Святой Дух есть просто "сила", то тогда Он был бы
просто одним из даров.
Имеются также другие места Библии, показывающие, что Он есть Личность, а не просто "дар" или "сила".
Луки 4,14 - "И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею". Деяния Ап.10,38 - "Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета".
Римлянам 15,13 - "... дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою".
Римлянам 15,19 - "Силою знамений и чудес, силою Духа Божия".
Если бы эти возражения заблуждающихся были бы верны, то должно было быть сказано так: "И возвратился Иисус в силе силы в Галилею",
или: "дабы вы, силою святой силы, обогатились надеждою". Апостольское благословение тогда читалось бы так: "благодать Господа (нашего)
Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение "святой силы" со всеми вами". Никакой разумный человек не может принять такое извращение
Священного Писания.
3. Возражения против учения о Святой Троице
Много раз был задан вопрос: "Какие вы имеете доказательства о том, что Бог не есть одна Личность?" Ответом может служить следующее:
Единство Божие ясно описано в Библии, и признание, что вселенная не имеет места для другого Бога, не делает необходимым отрицание
трех Лиц, Которые в сущности являются Одним Богом.
Мы делаем заключение на основании текстов Библии. Ветхий Завет обычно называет Бога, применяя множественное число "Элохим" (Ред.
- Элохим - множественное число от древне-еврейского слова "элоах" = Бог), а также местоимение "Мы". Наиболее выдающимся из этих текстов
является Второзаконие 6,4 - "Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть". Здесь слово "Бог наш" стоит во множественном числе
(в древне-еврейском тексте) и имеет целью показать Единство Божие. Имеется много других текстов, также упоминающих имя Бога во множественном
числе, таких как следующие:
Бытие 1,26 - "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему".
Бытие 3,22 - "И сказал Господь Бог; вот, Адам стал как один из Нас".
Бытие 11,7 - "Сойдем же, и смешаем там язык их".
Исаия 6,8 - "И услышал Я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?"
Некоторые говорят, что таким путем Бог прославляет Себя так, как это делают некоторые цари. Однако слово Божие, записанное в
Бытии 3,22 - "вот, Адам стал как один из Нас" опровергает это мнение, так как смысл этого выражения указывает на присутствие говорящего
и слушающих.
Хотя тайна Святой Троицы выходит за пределы нашего человеческого понимания, все же это не значит, что мы должны отвергать ее
по причине нашего ограниченного разума. Божественных откровений имеется много, и их понимание часто вышего нашего разумения. Например,
есть такие: Его самосуществование (то есть независимое ни от кого существование); Его вечное существование; то, что Он является Первопричиной
всего существующего; а также Его вездесущие и Его всеведение из вечности в вечность.
Некоторые могут спросить: "Является ли доктрина о Троице преимуществом для христианской религии?" На это я могу ответить, что
полезность учения о Троице проявляется в помощи объяснить другие важные учения, как например:
1. Оно (учение) возвышает Божество и делает явным Его совершенства.
Единство без Троицы становится ограниченным и делает его лишенным содержания радости и любви. Мы находим в Совете Троицы любовь
Одного к Другому, дающую Божеству все благопотребное для вечной радости.
2. Троица является средством, чрез которое Бог открывает Себя Его творениям.
Каждый член Троицы: Отец, Сын и Святой Дух - имеет одну сущность. Сын имеет полное знание Отца и может открывать Его сущность
вполне. Святой Дух есть сущность Божества и может проявить это для человечества.
Посредством трех Лиц Бог привлекает к Себе творения, и без этого подхода Бог остается далеким от нас, завуалированным для нашего
понимания и отрезанным от наших чувств.
3. Троица является средством, с помощью которого Бог выполнил дело Искупления со всеми его требованиями.
Второе лицо (Сын) стало плотью и искупило наши грехи. Он (Христос) ходатайствовал за нас, посредничал и обеспечил средство для
оправдания, примирения и спасения. Апостол Павел говорит: "Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений
их" (2Кор.5,19). Также сказано относительно работы третьего Лица - Святого Духа, - что Он обновляет наши сердца и просвещает наш
разум и наделяет нас святостью, которая дает нам возможность входить в присутствие Бога. Поистине, без Троицы Бог не мог бы стать
Искупителем и Спасителем, Освятителем и Судьей, то есть не мог бы освободить грешника от проклятия закона, осуждающего его по причине
греха.
|