2.1. Определение
"праздник" в разных религиях
С самых давних времен находим в жизни народов определенные дни, которые
праздновались и при которых практиковались религиозные торжества. Праздники
были частью социальной религии всех народов. Они появились из естественной
нужды, которую почувствовали люди, чтоб уйти иногда из обычной колеи жизни
и каждодневных забот, для более интенсивного занятия религиозными делами,
исполняя таким образом свои традиционные или обычные обязанности перед
душой и богами. В каждой религии существуют праздники, т.е. определенные
дни, посвященные публичным торжествам имеющие отношение к божествам. Эти
дни назывались "hestia", что в переводе означает сердце, на
еврейском "moadihini", т.е. торжественные случаи, на латинском
"feeria", которое является производной от "conservatoria"
или "reservatoria", что обозначало "церемонии и пиршества"
посвященные богам хранителям, названные "Conservatores" или
"Servatores".
В эти дни люди вспоминали определенные случаи из семейной жизни или небесные
знамения. Так национальные герои, отличившиеся люди стали объектами обожествления
и почитания и их дни рождения стали в каждый год праздноваться. Дни определенных
побед или поражений, в отсутствии летописей, вспоминались соответствующими
праздниками, днями скорби или радости. В истории народа Израильского,
выход из Египта отмечается праздником Пасхи.
Также отмечались времена года, весна и осень, время посева и жатвы, как
символ жизни и смерти; солнцестояния как точки перехода от лета к зиме,
полнолунию, новолунию; конец определенного цикла лет, все это было для
человека временем для отдыха. Такой праздник мы находим в книге Иов, когда
его сыновья, ходили друг к другу в определенное время делая пир (Иов.1:4,13,18).
Из того как описан праздник в книге Иова, понимаем, что праздник и его
освящение охватывал всю семью и праздновался у каждого из них. Такими
торжественными днями были безусловно и несколько земледельческих праздников,
в начальном периоде Израиля. Типичным праздником в этом роде был праздник
"стрижка овец". Это упоминается в некоторых местах Ветхого Завета,
как особый важный случай. Начатки от шерсти овец полагалось отдавать священникам
по заповеди Божией (Втр.18:4;Быт.38:12). В 1Цар.25:4-8, день стрижки овец
рассматривался, как день радости, в котором давался большой пир. Также
и Авесалом, в такой день, сделал большой пир, на который были приглашены
все сыны царские (2Цар.13:23-24).
Со времени выхода израильского народа из Египта и принятия закона на Синае,
торжественные дни у евреев, получают название как "праздники Господа",
будучи представлены как установление Божие. В Лев.23:1-2, Бог говорит
Моисею: "Объяви сынам Израилевым, и скажи им: вот праздники Мои".
В такие дни евреи отдыхали от всех дел и имели священные собрания.
Праздник вне Библии является ханука, в честь очищения храма в Иерусалиме
Иудой Макавейским, в 164, после осквернения Антиохом Епиофаном. Этот праздник
продолжает праздноваться и во времена Иисуса Христа. Он упомянут в Новом
Завете в Ин.10:22, где назван "Праздником обновления Храма".
Библейские праздники отличаются от языческих целью, происхождением и содержанием.
Через эти праздники человек не только признавал Бога своим Защитником
и Творцом, но и понимал преимущества как избранного народа, которого Он
избавил непосредственным вмешательством.
Особенной важностью выделялся "Праздник субботы", после возврата
из вавилонского плена во времена утверждения синагог. Сегодня внедрена
практика в субботы делать религиозные собрания, которые состоят из общих
молитв, песней, воспринятых из Псалмов, чтение Священного Писания и проповедь
на основе прочитанного текста. Может потому некоторые критики утверждают,
что суббота была введена для времен возврата из плена из-за важности,
которую она имела для жизни евреев после пленений.
|