2.6 НЕПОГРЕШИМОСТЬ ПАПЫ
"Ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех" (1Цар.12,13)
В 1870 году папа Пий IX созвал в Риме вселенский собор католического духовенства. Несмотря на возражения 110 епископов (всех
участвовавших на соборе было 750), собор провозгласил новый и ни с чем не сравнимый по своей циничности догмат о папской непогрешимости.
Большинство епископов решило, что всякое папское учение, изложенное папою по догматическим и нравственным вопросам, является "непреложной
истиной", что папа, как учитель церкви, "непогрешим" и не нуждается в содействии даже самой церкви. Постановление
это заканчивалось следующими словами: "Если кто из людей, не дай Бог, посмеет противоречить сему нашему решению, да будет человек
этот проклят!".
Из постановления епископов мы узнаем, что папа непогрешим в известных обстоятельствах и при решении различных церковных вопросов.
Папа остается грешником в его ежедневной жизни и беседах. Он может допустить грех и может ошибаться во всем и в любой мере, но когда
папа сидит на троне и обращается с речью к кардиналам, он является уже человеком свободным от каких бы то ни было заблуждений. Другими
словами, папа может оказаться мирским, себялюбивым человеком, он может быть неверующим, клятвопреступником, кощунником и даже убийцей,
он может допускать в частной жизни самые грубые грехи, на какие только способна падшая человеческая натура, но в суждениях о догматах
церкви - он, папа, является человеком "совершенным". Папа может не иметь любви, веры, морали, но если папа говорит о них
- его суждения должны рассматриваться как суждения непогрешимые, исходящие от непогрешимого руководителя стада Христова. По догмату
"непогрешимости" папы - грех и святость, Христос и сатана, свет и тьма должны уживаться в одном и том же сердце. Такая
странная возможность соединения в одном лице столь противоположных свойств говорит о несостоятельности этого догмата. На самом деле
погрешимость пап обнаруживается уже тем, что некоторые папы были осуждены как еретики, другие папы ссорились между собою, расходились
во взглядах по одному и тому же вопросу веры или управления церковью, отменяли решения прежде бывших "непогрешимых" пап,
проклинали друг друга, предавая анафеме. Когда "непогрешимый" папа Николай V-й умер, в его библиотеке были найдены богатейшие
античные рукописи, но не оказалось ни Библии, ни Евангелия. Поверит ли кто, чтобы Христос способен был установить этот страшный догмат?
Имел ли Христос в виду, чтобы Церковь Его принимала за "непогрешимых" пап таких людей, как папа Бенедикт IX, Иоанн XXIII,
Александр Борджа, Лев Х и им подобные? Вряд ли надо приводить какие-либо тексты Св. Писания для подтверждения абсурдности и всей
кощунственности подобного догмата. Сам ап. Петр не был облечен такого рода "полномочиями". Даже Христос не брал на себя
функций, принадлежащих Духу Святому, сказав: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Иоан.16,13).
Один Бог беспорочен, свят, всезнающ и непогрешим. Один Христос-непогрешим, и поэтому имел право сказать людям: "Кто из вас обличит
Меня в неправде?" (Иоан.8, 46). "Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (Иоан.8,28).
"Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня, одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно" (Иоан.8,29). "Один
Дух Святой - непогрешимый Наставник верующего и Руководитель, его духовной жизни", "ибо все, водимые Духом Божиим, суть
сыны Божий" (Рим.8,14).
|