1. Христос в исламе
Христос упоминается во многих стихах Корана. Всякий раз, когда речь идет о личности Христа, мусульмане думают об этих стихах
предвзято.
В большинстве случаев мусульманские богословы при толковании этих стихов обращаются к христианским текстам, и не трудно заметить,
что они принимают из этого текста только то, что, по их понятию, согласуется с мусульманским учением; но всегда отвергают любую попытку
найти согласованность между Евангелием и Кораном, по причине наличия различий в верованиях и обычаях, изложенных в этих двух книгах.
Защищая авторитет Корана, они утверждают, что стих Евангелия извращен, когда он противоречит Корану.
В данном исследовании я попытаюсь показать позицию Корана, когда он противоречит христианскому учению. Я рад возможности начать
с утверждения, что любой человек, серьезно исследующий текст Корана, может заметить, что стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют
большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям: проповедникам и монахам. Стихи Корана,
написанные в конце периода пребывания Мухаммеда в Медине, становятся резкими и враждебными по отношению к христианам и полностью
отрицают Божественность Христа. Вне сомнения, причина была чисто догматическая, так как Мухаммед в учении о Святой Троице усматривал
противоречие по отношению к проповедуемому им единобожию. Отказ от любого компромисса по этому вопросу в целом ряде стихов Корана,
которые очень сурово критикуют учение о Троице, обвиняя христиан в политеизме (многобожии).
Возможно, что Мухаммеда смущало учение о Троице, которое проповедовали некоторые еретические христианские секты, рассеянные по
Аравийскому полуострову. По их пониманию Троица состояла из Бога, Его сотрудницы Марии и ее Сына Иисуса. Несмотря на то, что христиане
никогда не придерживались этого учения, мусульмане сделали из него великий спорный вопрос и, несмотря на все разъяснения, даваемые
христианами, постоянно на него ссылаются.
Имеется также другая глубоко укоренившаяся проблема, причиной которой является следующий стих Корана: "И вот сказал Иса (Иисус),
сын Марйам (Марии): "О сыны Исраила! Я -посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и
благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад". Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали:
"Это - явное колдовство!" Сура 61,6*).
Абу Джафар аль Табари приводит одно место толкования некоторых богословов: "Я слышал, как посланник Аллаха сказал: "Я предназначен
Богом быть печатью пророков. Действительно, Адам отошел в прах земной. Я хочу сообщить вам прежде, что мой отец Авраам молился, и
Иисус объявил о мне, и моя мать имела видение. Подобно этому, матери пророков видели (во время родов моей матери) - великий свет
воссиял из нее, достаточный, чтобы осветить дворцы в Дамаске".
Это утверждение мусульмане понимают буквально, и поскольку в Евангелии нет никакого упоминания о пророчестве, касающемся Мухаммеда,
а также нет и стиха, в котором Христос говорил бы о нем, то они говорят, что Евангелие недостоверно.
Имеется третья трудность, поводом для которой является вера христиан в повествование о страданиях Христа и Его распятие, как
основную истину их религии. Коран отрицает распятие, так как в нем об иудеях сказаны следующие слова: "Потому что они (иудеи) говорят:
"Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха" (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и,
поистине, те, которые разногласят об этом, - в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением.
Они не убивали его, - наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!) Сура 4,157.
Имеется четвертая трудность, причиной которой является вера христиан в то, что Христос есть Сын Божий. Коран же отрицает это
учение Библии в целом ряде стихов, которые я буду упоминать в надлежащих местах этой книги, приводя их толкование в комментарии ученых.
|