2. Отличительные характерные черты Христа в Коране
Вопреки сопротивлению ислама по отношению к оновным христианским доктринам Коран признает свойства и достоинства Христа, ставящие
Его на более высокий уровень, по сравнению с человеком. Эти характерные черты были явлены в Его жизни и поведении, в Его проповеди
и Его личности. Когда мы сравниваем эти характерные черты с чертами пророков и апостолов, упомянутыми Кораном, то мы видим, что Коран
не наделяет никого из них, даже самого Мухаммеда, такими исключительными чертами, которые были присущи только одному Христу.
I. Его чудесное зачатие
Мы читаем в Коране: "И Марйам, дочь Имрана, которая сберегла свои члены, и Мы вдунули в нее от Нашего духа. И она сочла истиной
слова его Господа и Его писания и была из числа благочестивых". Сура 66,12.
Аль-Фахр эль-Рази говорит: "Мы вдохнули туда от Нашего духа" - значит: в Иисуса, так как Иисус был в ее утробе". Имеется разногласие
по вопросу - кто вдохнул? Некоторые говорят - вдохнул Аллах, так как Аллах говорит: "Мы вдохнули от Нашего духа", что выглядит так,
что Сам Аллах вдохнул. Другие говорят, что вдохнул ангел Гавриил, потому что сказано по отношению к Гавриилу: "Я жалую тебе".
Имеется также разногласие относительно того, как это было сделано.
1. Имеется сказание Вахаба, говорящее, что Гавриил вдохнул в ее грудь, и это достигло ее утробы.
2. По другой версии он вдохнул в ее одежду, и она забеременела.
3. Аль-Садди сказал: "Он взял ее рукав и вдохнул в ее бок, и это вошло в грудь ее, и она забеременела. Тогда сестра Марии, жена
Захарии, пришла навестить ее и помочь ей; когда она помогала, то узнала, что Мария беременна, так как Мария сказала ей об этом. Жена
Захарии сказала: "Я почувствовала, что младенец в лоне моем молится твоему младенцу". Таким образом это утверждение является доверием
слову Аллаха".
4. Вдыхание было сделано в ее рот и достигло ее лона, и она немедленно забеременела.
Ибн Аббас сказал: "Гавриил открыл пальцем ее нижнюю одежду и вдохнул в нее". Фраза: "Чье лоно было целомудренно (девственно)"
- значит, что она была девственна и содержала себя в чистоте, и "Мы вдохнули туда от Нашего духа" - значит, что это вдыхание было
сделано в отверстие ее одежды. Также сказано: "Мы (т.е. Аллах) сотворили все, что появилось в нем (т.е. в лоне Марии)".
Му-Катил, толкуя значение слов "и она поверила словам ее Господа", сказал, что это значит - уверовала в Иисуса; а Аль-Хасан,
когда читает Коран, то вместо "слова" ее Господа - произносит "слово" ее Господа; и Иисус назван именем "слово Аллаха" в нескольких
местах Корана.
II. Его чудесное рождение
Коран упоминает следующий разговор между Девой Марией и ангелом Божьим, когда он явился возвестить о рождении Христа: "Он сказал:
"Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого". Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался
человек, и не была я распутницей". Он сказал: "Так сказал твой Господь: "Это для Меня - легко. И сделаем Мы его знамением для людей
и Нашим милосердием". Дело это решено". Сура 19,19-21.
Аль-Байдави, комментируя чудесное рождение Иисуса, говорит: "Это выдающееся событие ставит Христа выше всех других людей и вестников,
так как Он был рожден без участия человека".
Но Аль-Фахр эль-Рази комментирует это событие таким образом:
а) относительно слов - "чтобы даровать тебе безгрешного (чистого) мальчика" - он сказал: "безгрешный" (чистый) имеет три значения:
во-первых, Он без греха;
во-вторых, Он вырос будучи честен, как сказано, что Тот, кто не имеет греха - целомудрие; и в растущем растении имеется чистота;
в-третьих, Он был безупречен и чист.
б) Слова: "И Мы сделаем его откровением для людей" - значат: Мы сделаем Его рождение знамением человечеству, так как Он был рожден
без отца; и слова: "Нашим милосердием" значат: человечество получит благословение через это знамение, ибо оно будет чрезвычайным
указанием на Его истинность и облегчит людям доверять Его словам.
III. Он был благословен Богом
Мы читаем, в суре Корана - "Марйам", следующие слова, сказанные Христом: "И сделал меня* благословенным, где бы я ни был". Сура
19:31.
Ат-Табари считает, что слова "сделал меня учителем благим".
Сулейман бин Абд ал-Джаббар пишет: "Я слыхал Ибн аль-Варда, последователя Бани Махзума, что он рассказал. Ученый, встретив как-то
другого более опытного ученого, после приветствия спросил: "Что должно быть обнародовано из моего знания?" Тот ответил: "Делать добро
и воздерживаться от запрещенного". Это и есть религия Аллаха, посланная человечеству через Его пророков". Ученые согласны со словами,
сказанными (Иисусом), ссылающимися на Аллаха: "Он соделал Меня благословенным, где бы я ни был".
IV. Ему содействовал Святой Дух
Мы читаем, в суре Корана 2,254: "И Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым". Мусульманский
богослов Ибн Аббас говорит: "Именем святого духа Иисус воскрешал мертвых". Абу Муслим, другой богослов, сказал: "Святой Дух, содействовавший
Ему, вероятно был чистым духом, которого Аллах вдохнул в Него (Иисуса) и которым Он соделал Его отличным от других, сотворенных нормальным
путем через мужчину и женщину".
Мы читаем в суре 4,169: "Ведь Мессия Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и Дух
Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников".
Сущность этих стихов заключается в том, что Аллах дал Иисусу, Его личности, - Дух, и этот Дух поддержал Его и Его личность. Но
мусульманские ученые имеют разномыслие в объеснении сущности Святого Духа, который поддерживал Иисуса.
Приведем высказывания некоторых мусульманских богословов по этому вопросу: "Он есть дух, который был вдунут во Христа. Аллах
сделал Его родственным Себе, оказывая Ему честь и отводя Ему особое место. "Святой"- есть Бог, и выражение "Мы вдохнули в Него от
Нашего духа" - указывает на святость.
Аль-Садди и Кааб сказали: "Святой дух - это Гавриил, и его поддержка Иисуса заключалась в том, что он был сотрудником Иисуса
и другом Его, помогая Ему и сопровождая Его, куда бы Он ни пошел - до того момента, когда Иисус был взят на небо".
Ибн Джубаир сказал: "Дух Святого (Бога) есть верховное имя Аллаха, и этим именем Иисус воскрешал мертвых".
Аль-Квашани сказал: "Аллах специально очистил тело Иисуса от наследственной нечистоты, и Он был духом, воплощенным в идеальное
и духовное тело. Аллах очистил Его дух и освободил Его от влияния природных инстинктов и окружающих влияний так, что Он мог быть
поддерживаем святым духом, формой которого Он был".
Ибн Ата сказал: "Наиболее совершенными растениями являются те, у которых плоды - как Иисус, дух Божий".
Ибн Аббас сказал: "Что касается духа, который был вдунут в Него (Иисуса) Аллахом, то поэтому Он (Иисус) и есть дух Аллаха (Бога)".
V. Вознесение Христа в момент Его смерти
Мы читаем, что Аллах сказал: "О Иса! Я упокою тебя, и вознесу тебя ко Мне, и очищу тебя от тех, которые не веровали"- сура 3,55.
Аль-Фахри эль-Рази сказал: "Имеется много толкований этого стиха, из которых мы цитируем только два.
а) Значение слов "Я вознесу тебя" - Аллах хотел взять Его к месту Своей славы и сделать это вознесение почетным и восхваляющим
Иисуса".
Подобным этому является выражение: "Я иду к Моему Господу" - (эта фраза взята из Евангелия).
б) Толкование слов "вознесу тебя ко Мне": это значит, что Аллах вознес Его к месту, где никто не мог судить Его, так как на земле
люди осуждали один другого, но на небе нет истинного и всезнающего Судьи, кроме одного Аллаха".
VI.Непогрешимость Христа в проповеди и в жизни
Некоторые люди представляют себе, что непогрешимость в проповеди тесно связана с непогрешимостью поведения, но стихи Корана противоречат
такому мнению.
Мы читаем многие стихи, которые ясно показывают, что жизнь пророков не была безупречной ни до проповеди, ни после нее. Однако
в Коране жизнь Христа описана как безгрешная, точно так как и Его проповедь. Ангел возвестил об этом, когда он сказал Его матери:
"Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого".
Эль-Байдави сказал: относительно слова "безгрешный", что Иисус, являясь безгрешным, усовершался из года в год интеллектуально.
VII. Знамения доказали уникальность Его проповеди
Его проповедь была уникальной, то есть единственной в своем роде, и это было благодаря силе Святого Духа. Она была также уникальной
по множеству знамений, сопутствовавших проповеди, намного превосходящих знамения всех других посланников Божиих. Мы читаем: "И Мы
даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения" - сура 2,253. Этими знамениями являлись чудеса, сотворенные Иисусом.
Аль-Байдави сказал: "Аллах даровал Ему специальное поручение и сделал Его чудеса основанием для Его преимущества превыше всех
других посланников (пророков). Имелись ясные знамения и великие чудеса, превосходящие численностью чудеса всех других (пророков)".
VIII. Его всеведение
Коран говорит: "А когда был приведен сын Марйам в пример, - вот твой народ от этого отварачивается. И он, поистине, - признак
часа (т.е. дня возмездия)". Сура 43, 57.61.
Аль-Джалалан сказал, объясняя значение фразы "знамение для часа": "Видим, что Иисус был знамением для часа, так как Он знал,
когда день суда придет. Когда мы вспомним, что люди обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает времена
и сроки, то мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится Кораном Христу".
IX. Он - Посредник, ближайший к Аллаху
Когда мы иследуем стих суры 39,45 (Толпы), то находим, что Коран отводит роль Заступника только лишь Самому Аллаху, говоря: "Аллаху
принадлежит заступничество полностью". Другой стих Корана намекает, что посредничество является также одной из привилегий Христа;
этот стих говорит: "О Марйам! Вот Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иса, сын Марйам, славном в ближнем
и последним в мире и из приближенных". Сура 3,45 (Семейство Имрана).
Аль-Джалалан в толковании этого стиха сказал: "Выдающийся в этом мире", благодаря Его служению пророчествами, Его роли Посредника
и положению, ближайшему к Аллаху".
Аль-Табари, цитируя из писаний ученых: Ибн Хамида, Салама, Ибн Исхака и Мухаммеда бин Джаафара, сказал: "выдающийся в мире" значит,
что Он обладает саном и живет в тесном общении с Аллахом в этом мире. Слова: "И в будущие времена, и один из тех приближенных" -
значат, что Он один из тех, Кого Аллах приблизит к Себе в день Воскресения и Кто будет жить вблизи Аллаха".
Аль-Рази сказал об Иисусе: "Он был выдающимся в мире, потому что Он был послушен велениям Аллаха: воскрешал мертвых, исцелял
слепых и прокаженных; и будет выдающимся в будущем, потому что Аллах хочет сделать Его Посредником для Своего народа".
Тем не менее слова "один из приближенных" имеют различные толкования.
Во-первых, Аллах сделал место для прближенных к Нему великой привилегией для ангелов, и признал, что Иисусу принадлежат их сан
и достоинство.
Во-вторых, эти слова являются провозглашением того, что Он (Иисус) будет вознесен на небеса и сопричислен к ангелам.
В-третьих, что не каждый выдающийся в будущем будет приближен к Аллаху, потому что находящиеся в раю имеют различные ранги и
степени.
|