1.1. Значение закона
Моисеева
Мы особо выделим два аспекта значения закона Моисеева:
1) его значение как образца правового документа, регулирующего все стороны
жизни общества, и в этом отношении образца для построения нормального,
с точки зрения Бога, общества;
2) его духовное значение, особенно его значение в этом отношении для нас,
христиан.
Закон, являвшийся важнейшей составной частью как Пятикнижия Моисеева,
так и всего Ветхого Завета, был призван регулировать все стороны жизни
общества от взаимоотношений внутри семьи и между соседями, до организации
ритуальных церемоний. Составляющие его нормы в своей совокупности образуют
договор, который Бог заключил с избранным Им народом: их выполнение является
служением Богу, условием святости, делом благочестия, что только может
и обеспечить народу и каждому отдельному человеку благоволение Божие,
благополучие и процветание.
Краеугольным камнем Закона является Десятословие. Оно имеет универсальное
значение как общечеловеческий этический эталон, оставаясь для всех народов
и во все времена заповедями Божьими, определяющими обязанности человека
по отношению к Богу и ближнему. Бог даровал Закон непреложным, нелицеприятным
и полным справедливости. Таков был характер законоположений, посредством
которых Бог управлял Своим народом - Израилем. Господь определил права
каждого человека во всех отношениях; в Законе не было никакого пристрастия,
никакого лицемерия, никакой разницы между богатыми и бедными. Невозможно
читать Божии повеления и не испытывать чувства благоговения пред глубокой
мудростью, святою праведностью и, в то же время, нежною заботливостью,
которыми дышат эти строки: они вселяют в сердце глубокую уверенность,
что в их словах раздается голос единого истинного, премудрого Бога, полного
бесконечной благодати.
В одном предложении - "...люби ближнего твоего, как самого себя"
(Лев.19.18) - самым решительным и наглядным образом засвидетельствованы
намерение, цели основных наставлений, данных Богом Израилю. Оно выходит
за пределы правовых норм, потому что в нем требование сформулировано в
положительной форме, и оно призывает Израиль на путь любви. Оно отходит
от обычая устанавливать пределы человеческим стремлениям к власти и эгоцентризму,
чтобы удержать человека от попрания прав соседей и вторжения в их жизнь.
Оно призывает к такому образу жизни, при котором не нужно постоянного
контроля, потому что в этом образе жизни выражен путь Божий, путь любви.
Любовь к Богу и любовь к ближнему - вот центральный путь в жизни человеческой;
все запретительные наставления и повеления Закона - это указатели, расставленные
здесь и там для того, чтобы мы могли видеть нашу несостоятельность. Все
запреты всегда надо рассматривать в контексте с этим центром. Их одних
недостаточно. Запрещающие постановления даны человеку ради добровольного
послушания любви, без которых они неполны и несовершенны. То, что заповеди
касательно отношения человека к Богу и ближнему находились в одном ковчеге,
говорит о том, что отношения между людьми так же важны в очах Божьих,
как и отношения людей к Нему Самому. Ничего подобного нет ни в одной религии.
Закон был дан Богом как определение, имеющее непреходящее значение. Но
для того, чтобы находиться на той высоте, которую он требует, человек
должен прилагать постоянные усилия. Будучи же склонным к компромиссу,
готовым всегда подчиниться "ходу событий", грешный человек спешит
объявить высокие стандарты Создателя "устаревшими ненужными предписаниями",
а весь Закон - "собранием установлений, которые были нужны в первобытные
времена, чтобы обуздать дикие инстинкты наших предков". Мы становимся
все более прагматичными, "цивилизованными" и светскими. Но,
видя то, что ныне делается вокруг нас, должны ли мы отбросить в сторону
надежды наших отцов как иллюзии? Нет. Ведь грех остается грехом, и те
"дикие инстинкты", которые нам так хотелось бы видеть только
у наших предков, при внимательном рассмотрении мы находим у себя и у наших
современников. Поэтому было бы естественно обратиться за помощью к Закону,
установленному Богом. Его повеления приемлемы для всех людей во все века,
поэтому их иногда называют "типовыми положениями". Они показывают
отношение Бога ко всем проявлениям человеческой жизни и основаны именно
на Божьем, а не на человеческом авторитете.
Израиль обращался за указаниями к небу. Именно таково нормальное положение
человека, который создан, чтобы обращать свой взор к небу, в отличие от
животного, взгляд которого обращен к земле (греческое слово для выражения
понятия "человек" буквально обозначает существо, лицо которого
обращено вверх). Израильтяне пребывали в постоянной зависимости от Бога,
в положении ни с чем не сравнимого блаженства; но прежде, чем испытать
на себе связанные с этим благословения, им надо было решиться занять это
положение. Это была требующая испытаний деятельность, а не теория, о которой
только рассуждают. Дал бы нам Господь милость действовать так в течение
всего нашего земного пути!
Исторические судьбы народов находятся в зависимости от их нравственных
качеств: нарушение нравственного закона приводит к гибели народа, а повиновение
Богу дает народу неодолимую силу духа. В иудейской молитве Шахарит говорится:
"Древо жизни она (Тора-Закон) для придерживающихся ее счастлив. Пути
ее - пути сладостные, и все стези ее - мир. Долголетие - в правой руке
ее, а в левой - богатство и почет".
Арабби Эльдор бен Азарья (конец 1 - начало 2 века по Р.Х.) пишет: "Если
нет Торы - нет морали, нет морали - нет Торы... Человек, который не изучал
Писания, не обладает необходимыми этическими навыками. В то же время,
если человек аморален, то его ученость ничего не стоит". Нет Торы,
нет Закона, нет Писания -нет морали. А аморальное общество обречено на
саморазрушение и уничтожение.
Как похоже наше нынешнее положение на положение Израиля, вышедшего из
египетского рабства! И каким будет продолжение нашего пути - зависит от
того, изберем ли мы путь следования Господу и Его заповедям или отвергнем
Его, как было до сих пор, и будем также неуклонно идти к гибели. Господь
дал избранному Им народу Закон, которым он должен был руководствоваться
в своей практической жизни. Выйдя из Египта, где господствовало идолопоклонство,
Израильский народ еще не научился поклонению истинному Богу. И теперь
Господь предъявил ему настоятельное требование: привести духовную жизнь
в определенный порядок для служения единому живому Богу (И.Нав.24.14).
Практическое значение Закона, пожалуй, лучше всего передано в словах Моисея,
записанных в 4 гл. Второзакония: "Вот, я научил вас постановлениям
и законам, как повелел мне Господь, Бог мой... Итак храните и исполняйте
их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые,
услышав о всех этих постановлениях, скажут: только этот великий народ
есть народ мудрый и разумный, ибо есть ли какой великий народ, к которому
боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда
ни призовем Его? И есть ли такой великий народ, у которого были бы такие
справедливые постановления и законы, как есть закон этот..." (Вт.4.5-8).
Судьба Пятикнижия, как и всей Библии, уникальна. В отличии от других древних
литературных памятников, представляющих, как правило, чисто исторический
интерес и утративших свою актуальность, Пятикнижие живо и сегодня. Его
содержание мы воспринимаем не только как постановление, обладающее авторитетом
седой древности, но как писания современного звучания. Этика Пятикнижия
веление Бога. Она ориентирована на воспитание человека, служащего Богу,
т.е. она с самого начала формировалось как общечеловеческое установление
и поэтому и в наши дни определяет взгляды, нравственные принципы и устои,
образ жизни и поведение многих миллионов людей. В этом - всемирно-историческое
общечеловеческое значение Закона Моисеева.
|