5. СПАСЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ
ВСЕЙ ИСТОРИИ
5.1. Концепция благодати
У христиан баптистов принято считать адвентистов законниками, не понимающими
благодать Божию. Но если поближе познакомиться с литературой адвентистов
седьмого дня, то можно заметить, что у них правильное понимание, но не
правильное использование и исполнение того, что они так прекрасно толкуют
(Для лучшего ознакомления чт. "Закон и Суббота" Аллена Уолкера).
Подход к вопросу о спасении благодатью или через закон должен быть очень
осторожным.
Генри А. Верклер пишет: "Распространенное среди многих евангельских
верующих представление заключается в том, что Закон и Благодать указывают
на противоположные стороны Божьего характера. Закон открывает гневную,
суровую, ветхозаветную сторону Бога; Благодать открывает Его милостивую,
любящую, новозаветную сторону.
Многие удивляются, когда узнают, что Благодать и Благая весть - во многом
ветхозаветные концепции. Говоря о ветхозаветных израильтянах, которых
Моисей вел из Египта в Ханаан, Евр.4 1-2 утверждает: "Посему будем
опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его (Христа),
не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем;
но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших".
Также мы обнаруживаем, что благая весть была проповедана Аврааму. Павел
говорит в Послании Галатам 3,8-9: "И Писание, провидя, что Бог верою
оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: ...в Тебе благословятся все
народы". Итак, верующие благословляются с верным Авраамом".
В другом Послании Павел говорит, что Авраам и Давид были оправданы по
вере (Рим.4,3-6).
Но относятся ли эти отрывки к Тому же Евангелию, которым мы спасены? И
хотя греческое слово euaggelion, обозначающее благую весть, одно и тоже
во всех этих отрывках, не относится ли оно к иной благой вести, отличной
от Евангелия Нового Завета? Может показаться, что это так, потому что
в Библии есть множество названий благой вести, напр. "Евангелие Божие"
(2Кор.11,7), "благовествование Христово" (1Кор.9,12), "Евангелие
благодати Божией" (Д.Ап.20,24), "сие Евангелие Царствия"
(Мат.24,14) и "вечное Евангелие" (Откр.14,6). Если есть разные
названия, то, наверное, существуют и разные Евангелия?
Павел в Послании Галатам 1,6-9 решительно отвечает: нет! "Удивляюсь,
что вы от призвавшего вас благодатью Христовой так скоро переходите к
иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие
вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы,
или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали
вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю:
кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема".
Трудно не сделать вывод, что Павел непоколебимо верил: существует только
одно благовествование, причем под разными названиями подразумевается одно
и то же Евангелие. Авраам и Давид устремляли свои взоры в будущее, ожидая
исполнения благовестия, точно так, как мы устремляем свои взоры в прошлое,
к его исполнению во Христе. Это не значит, что ветхозаветные верующие
так же ясно понимали искупление Христово, как мы сегодня, но это значит,
что они верили в то, что Бог совершит примирение, и Бог вознаградил эту
веру, даровав им спасение. Итак, может быть в Ветхом Завете и есть благая
весть, но что можно сказать о благодати? Не является ли Бог Ветхого Завета
суровым Богом суда в противоположность милостивому Богу Нового Завета?
Этот вопрос приводит нас к одной из самых прекрасных концепций Ветхого
Завета которая менее всего осознана.
Существует одно слово в Ветхом Завете, которое встречается примерно 250
раз и которое довольно трудно адекватно перевести на другой язык. Это
- еврейское слово "хесед". Его перевели по - разному - "благость,
милосердие, благодать, милость". Но и кроме слова "хесед"
в Ветхом Завете есть множество других слов, которые отражают изобилие
Божьей милости, благости и долготерпения.
В каждом периоде спасения есть свидетельства Божьей благодати. Когда Адам
и Ева согрешили, Бог милостиво пришел на помощь, пообещал Искупителя и
предусмотрел все, чтобы они, находясь в греховном состоянии приняли Его.
В диспенсации совести Ной обрел благодать перед очами Господа (Быт.6,8),
и Бог милостиво спас праведника и его семью. В диспенсации гражданского
управления человек восстал, начав строить Вавилонскую башню. Бог не уничтожил
Свое мятежное творение, но продолжал работать в сердцах таких людей, как
Авраам и Мелхиседек, расширяя милостивое обетование, что Он благословит
все народы через Авраама. В диспенсацию Закона Моисеева Бог милостиво
обращался с Израилем, несмотря на многочисленные и продолжительные периоды
упадка и отступничества. В диспенсацию Благодати Он милостиво обращается
с человечеством.
Многие другие доказательства показывают, что Бог Ветхого Завета - Бог
благодати. Псалмы 31 и 50 напоминают нам, что блудник и даже убийца могут
найти прощение у Бога. Псалом 102 воспевает Божью милость и благость такими
словами, которые трудно найти во всем остальном Писании. Итак, Бог Ветхого
Завета - не безжалостное Существо: Его благодать, милость и любовь проявляются
в Ветхом Завете не в меньшей мере, чем в Новом Завете.
|