А. Часть первая: исторический контекст
1. История появления закона Моисеева и общие положения
В третий месяц после исхода из Египта евреи подошли к горе Синай и расположились
станом в близи нее. На третий день, по повелению Божьему, Моисей построил
народ около горы. Под раскаты грома, вспышки молний и сильный трубный
звук Господь в огне сошел на гору Синай. Он изрек всему народу десять
заповедей Закона Божьего - основополагающих его положений. Затем Моисей
взошел на гору, где принял от Господа законы относительно религиозного
и гражданского устройства, и, сойдя с горы, сообщил все это народу и записал
в книгу. По окроплении народа кровью и прочтении книги завета Моисей вновь,
по повелению Божьему, взошел на гору, где провел сорок дней и ночей и
получил наставления от Бога относительно устройства скинии, жертвенника,
порядка богослужения, в заключении получив от Бога две каменные скрижали
с начертанными на них Десятью заповедями (Исх.19-31 гл.).
Спустившись с горы, Моисей увидел, что народ впал в идолопоклонство. В
пылу негодования он разбил скрижали, а золотого тельца, которому поклонялся
народ, уничтожил. По повелению Моисея, в тот день от меча сынов Левиных
пало три тысячи человек - виновников происшедшего идолослужения (Исх.32:17-29).
После этого Моисей вновь поспешил на гору, чтобы умолить Господа простить
народу его беззаконие. Через некоторое время Моисею было еще раз велено
взойти на вершину горы с приготовленными скрижалями взамен разбитых. Вновь
Моисей провел на горе сорок дней в посте. В это время Господь сошел в
облаке и прошел перед ним в Своей славе. После записи на скрижалях Десятословия
и получения ряда повелений относительно религиозной и общественной жизни
Моисей спустился с Синая (Исх.34).
Итак, Закон Моисеев правильнее было бы назвать Законом Божиим, так как
Моисей выступал лишь в роли посредника между Богом и Израильским народом.
Этот Закон записан в Пятикнижии Моисеевом, начиная с 20-й главы книги
"Исход" и заканчивая 31-й главой книги "Второзаконие"
(за исключением мест, повествующих о путешествии Израиля по пустыне).
Этому закону и суждено было стать главным правилом жизни древнееврейского
народа на протяжении веков.
|