АДВЕНТИЗМ | ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО | ПРАВОСЛАВИЕ | СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ | АТЕИЗМ
МОРМОНЫ | *НЕХРИСТИАНСКИЕ* | *ОККУЛЬТНЫЕ* | БАПТИЗМ | ВОЗРОЖДЕННЫМ
Ереси или Истина:
 
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2Кор.13:5)
Пишите нам
Сайт не стоит на месте. Мы планируем размещать больше материалов о различных ересях в мире, и вы можете помочь нам в этом. Присылайте нам ваши замечания, предложения, все что посчитаете нужным. Если вы с чем-то не согласны, тоже пишите, будем рады помочь. Сайт будет расти только благодаря вам! Так что пишите:
igr77@mail.ru
Реклама
3.1 СВЯЩЕНСТВО
"Вы род избранный, царственное священство" (1 Петр. 2, 9)

Благодать священства приняли от Господа сначала Святые Апостолы, а они в свою очередь передали эту благодать епископам через рукоположение (1Тим.4:14, 2Тим.1:6), епископы же из рода в род передают преемственно эту благодать достойным, и так будет продолжаться "до скончания века" (Мат.28:19-20). При встрече со священником, знакомым или незнакомым, христианин должен поклониться ему, как духовному отцу и тем воздать должную честь (1Тим.5:17), или же подойти под благословение во имя Господне. (Стр.34)

По учению православных, церковь есть общество верующих во Христа, соединенных единством веры, учения, священноначалия и благодатью церковных таинств. Истинная Церковь признается вселенской (т.е. не ограниченной пределами государства или автокефалии), сохраняющей преемственность законной иерархии от самих Апостолов.

Преемственность. Апостольская преемственность в учении и домостроительстве является стержнем, определяющим всю догматику православной церкви. Мнение о епископах, как апостольских преемниках, которым предана власть прощать и удерживать грехи, ставить священнослужителей и сообщать дары Святого Духа обсуждалось в течении долгого времени и как догмат было принято Парижским собором в 829 году, т.е. спустя 42 года после 7-го последнего Вселенского Собора. Это мнение основано на аксиоме, которая в настоящее время даже не обсуждается в православии, а именно :

1. Апостолы оставили после себя преемников - епископов, которым передали свою власть, полученную от Христа.

2. Власть прощать грехи, сообщать дары Духа Святого и Его благодатное действие передается не иначе, как только через возложение рук (другого способа Бог якобы не придерживается).

Прежде всего следует рассмотреть на основании Священного Писания вопрос: оставили ли Апостолы после себя преемников и являются ли епископы этими преемниками? Во-вторых, как Бог передает людям Свою власть и силу?

Из Нового Завета совершенно ясно вытекает, что епископы не являются преемниками апостольского служения. Число Апостолов было определено Самим Христом и не требовало дополнения. Как известно, в него могли войти только люди, бывшие свидетелями воскресения Христа (Д.А.1,22), и имеющие особую божественную силу (2Кор.12,12). По убиению Ап. Иакова, Апостолы не стали избирать преемника его служения. Также было по смерти остальных апостолов.

Епископы же, число которых постоянно менялось, наряду с пресвитерами несли иное, отличное от Апостольского служение. Это было пастырское служение в поместных церквах (само слово "епископ" означает "блюститель", т.е. пастор (Д.А.20,16-18; Тит.1,5-7; и т.д.).

Епископы не были преемниками апостольской власти: Прежде всего потому, что власть прощать грехи и пользоваться благодатным действием Духа Святого принадлежит исключительно Христу и тем, кто пребывает в Нем. То есть на земле эта власть делегирована Христом церкви как единому организму - Телу Христа, а не определенной группе служителей. Именно так восприняли Апостолы слова Христа (Мф.16,19; 18,18; Ин.20,23), дающие право пользоваться на земле божественной властью. Это видно из того, что, с одной стороны, никто из Апостолов никому ни разу не сказал: "Прощаются тебе грехи твои", хотя они постоянно сталкивались с грешниками. Например, Ап. Петр объявил Симону-волхву: "покайся в сем грехе твоем и молись Богу: МОЖЕТ БЫТЬ ОТПУСТИТСЯ ТЕБЕ помысел сердца твоего"(Д.А.8,22). То есть сам Петр не совершил отпущениегрехов и книга Деяния Апостолов не дает ни одного примера отпущения грехов Апостолами. Тот же Апостол Петр не успел закончить проповедь в доме Корнилия, "как Дух Святой сошел на всех слушавших Слово"(Д.А.10,44) и в этом случае Ап. Петр не дает отпущения грехов и не ниспосылает благодать на слушающих, но все происходит по изволению Божьему, а не апостольскому.

С другой стороны, Апостолы никогда не рассматривали себя как единственных обладателей благодати Божьей. Например, некоторые Кипряне и Киринейцы, простые члены церкви, не будучи рукоположенными служителями и без ведома Апостолов, благовествовали Еллинам в Антиохии Господа Иисуса. "И была рука Господня и великое число уверовав, обратились к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв, и увидев благодать Божию, возрадовался" (Д.А.11,20-23). Из этих слов ясно, что Варнава, как апостольский представитель, не передавал благодать Божью, а только возрадовался, видя, что антиохийцы уже получили эту благодать непосредственно от Бога, независимо от служителей Иерусалимской церкви.

Кроме того, Апостолы прекрасно понимали, что они только распорядители Божьей власти и силы, что это не собственность, которую они могут подарить или передать кому-то другому... Передать можно только свое, но если человек не является хозяином, то передать другому собственность Господина можно только по Его распоряжению. Христос же не оставил такой заповеди. Итак, власть прощать грехи распоряжаться благодатным действием Святого Духа принадлежала Апостолам в такой же мере, как и любым другим членам Церкви Христовой. Эта власть является по меткому замечанию Ап. Петра, - даром Божьим (Д.А.8,20), а не обязательным атрибутом апостольского, епископского или какого-либо другого сана.

Как же Господь наделяет людей Своим Даром - божественной властью? Все примеры Ветхого и Нового Заветов говорят, что Бог не связан человеческими действиями, хотя Он и призывает людей Себе в соработники (1Кор.3,9). Например, Бог по собственному изволению призвал Аарона и поставил потомство его Себе в служители. Но в то же время, независимо от передающегося по наследству священства (т.е. группы людей, особо приближенных к Господу Богу), Бог приближал к Себе и наделял особыми полномочиями, силой и властью пророков. При этом пророков Бог избирал как из среды священства (пророк Иезекиль) так и (в случае духовного отступления), - из среды простого народа (пророк Амос - пастух, Елисей - землепашец и т.д.). Характерно, что пророки не обращались к священникам для рукоположения их на миссию, также и священники не прибегали к пророкам за вдохновением при совершении их скучного механического служения.

Во времена Нового Завета эта истина проявляется еще более ярко. Из описаний апостольской жизни видно, что Бог передает благодатную силу жизни Святого Духа как через апостольское рукоположение (Д.А.8,17; 19,6), так и независимо от него (Д.А.10,44; 8,39). Особенно интересна в этом смысле жизнь Ап. Павла. Савл - гонитель получил благодать Божью и исполнился Святого Духа через возложение рук рядового ученика Господа - Ананию (Д.А. 9,18), который и крестил его. Анания не был ни епископом, ни пресвитером, ни даже диаконом и все-таки исполнил над Савлом епископскую функцию. Спустя короткое время, Савл из рядовых членов церкви был поставлен на самое высокое в церкви служение - он становится Апостолом язычников (1Кор.9,1). При этом Савл и Варнава были рукоположены на апостольское служение пророками и учениками Антиохийской церкви, а не самими Апостолами. Служители в Иерусалиме, узнав, не усмотрели в этом акте незаконного присвоения апостольских прав (Д.А. 15,25). Так как Савла и Варнаву рукополагали на апостольское служение не Апостолы и не их преемники - епископы (которые не являются их преемниками), то становится ясно, что первохристианская церковь была чужда понятию, по которому Дух Святой будто бы может действовать и раздавать свои дары только через Апостолов или их заместителей - епископов, как монопольных источников и проводников благодати Божией на земле. Вместе с тем в церкви Христовой на протяжении всех веков ее существования действительно были люди, имеющие великую власть от Бога. Отличительным признаком этой власти была сила. Власть вообще неотделима от силы. Если власть не обеспечена силой, то это только призрачная власть. Сила - не только сопровождающий атрибут власти, но и внешний отличительный признак ее. Недаром Ап. Петр в день Пятидесятницы охарактеризовал Иисуса как "Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями..." (Д.А. 2,22).

Иудеи спрашивали Христа: "Какой властью Ты это делаешь?"(Лк.20,2). Вопрос о власти был первым из вопросов, обращенных к Апостолам со стороны начальствующих после дня Пятидесятницы (Д.А. 4,7). Иудеи не могли понять, где источник той власти, но то, что у них действительно была власть - они явно видели по силе, которой обладали Апостолы. Это была "сила жизни неперестающей", отрицать которую невозможно, в отличие от традиционной власти, происходящей по закону "заповеди плотской" (Евр. 7,16). Этот же признак сохранился во все века Церкви Христовой. Власть прощать грехи и передавать благодатное действие Духа Святого принадлежит тем, кому дается сила от Бога. Эта сила проявляется, главным образом, в том, что Дух Святой через избранного им служителя воздействует на сердца грешников так, что они не только каются в своих грехах, но и получают способность оставить грех и не творить его. К сожалению, известны многочисленные примеры того, что служитель, над которым были соблюдены все церковные формальности и который как-будто должен был обладать властью от Бога - не был облачен силой свыше, а потому люди уходили от него точно такими же, какими пришли. А это значит, что он не обладал никакой властью.

Истинной силой и властью от Бога, безусловно, могли обладать епископы, дьяконы и рядовые члены церкви. При этом характерно, что вопрос о власти задают те, кому эта власть формально принадлежит, но силы, обеспечивающей эту власть они не имеют. То есть власть и сила жизни неперестающей передается отдельным людям непосредственно от Бога и по Его Божественному изволению и только таковых мужей, исполненных силой свыше (Д.А.6,3), должны рукополагать в число служителей, как это совершалось в первохристианской церкви.

Таким образом, догмат апостольской преемственности в церковной иерархии противоречит учению Священного Писания о власти людей пользоваться благодатной силой Духа Святого.

Преемственность обрядности и догматики православной церкви от Апостолов также совершенно не подтверждается историей, жизнью церкви и даже самим преданием. Например, совершаемые в настоящее время литургии основаны на чине богослужения Василия Великого, архиепископа Кесарии, жившего в 329-379 гг. До этого, по свидетельству преданий и церковных источников (Евсевий и др.), богослужение совершалось в катакомбах, в обычных домах и т.д. (но не в храмах) и состояло из общих песнопений, молитв с участием всех верующих, проповедей-наставлений пресвитера либо других братьев, называемых учителя и пророки, а также из последовательного чтения с изъяснениями Священного Писания и писемпосланий Апостолов.

Форма богослужения, сформировавшаяся к IV веку (ко времени Василия Великого, Иоанна Златоуста и т.д.) далеко отстоит от апостольской и никакой преемственности в этом смысле не сохранила.

Догматическое понимание многих истин также совершенно искажено по сравнению с пониманием Апостолов. Например, в Пространном Катехизисе митрополита Филарета записано "Апостолы, для сообщения крещенным даров Духа Святого, применяли возложение рук". (Ответ на вопрос 274). Несколько ниже: "Преемники Апостолов вместо этого ввели миропомазание, взяв пример с помазания в Ветхом Завете". (Ответ на вопрос 309). Где же неизменность учения и священнослужительской практики, унаследованной, якобы без изменений, от Апостолов, если возложение рук заменяется миропомазанием? Подобным образом можно проследить изменение многих принципов церковной жизни. Например, появилось обязательное безбрачие высшего духовенства, чего не знали Апостолы; презрительное дискриминационное отношение к евреям, противоречащее духу Нового Завета и т.д. Если бы претензия православия апостольского учения была основательна, то в богословской литературе не было бы отрасли, называемой "история догматов". То, что в течение многих веков обсуждались и вводились новые принципы вероучения в исторических церквах, показывает, что первоначальные апостольские истины видоизменялись и некоторые изменялись до такой степени, что стали неузнаваемыми с точки зрения Священного Писания.

Православная церковь состоит из иерархии и паствы (священства, т.е. клира и прихода) с подробно регламентированными обязанностями, сложной системой ритуального богослужения и управления, выработанного в течение веков. Такая структура домостроительства Церкви Христовой в корне отличается от евангельского образца. С первых дней христианства все члены церкви были равны между собой (Д.А. 2,44-47), хотя некоторые были учителями, а некоторые пророками. Все члены первохристианской церкви были носителями апостольского рукоположения, т.к. Апостолы, а затем другие рукоположенные служители церкви возлагали руки на всех членов церкви после принятия ими святого водного крещения (Д.А.8,14-17). Таким образом, учение православной церкви о том, что только иерархия является носителем апостольского рукоположения, является нарушением учения Апостолов (и в этом случае нарушена преемственность).

Практика жизни православной церкви, исходя из неверного теоретического постулата, также строится неверно. К священнослужителям и мирянам предъявляются различные требования в отношении познания Слова Божьего и Самого Бога. (Мирянам не рекомендуется чтение Библии, не требуется познания сущности Бога, истины искупления, значения Жертвы Христа и т.д.). Прихожане должны безоговорочно выполнять все требования духовенства. Сами они не имеют права рассуждать или принимать какие-либо решения в духовных вопросах. Таким образом, они не являются членами живого организма Тела Христа - Его церкви, так как по отношению к неверующим не имеют прав, равных со священнослужителями. То есть высокая евангельская истина о всеобщем священстве (1Пет.2,9; Отк.1,6) не только тщательно обходится в практике православия, но начисто забыта в качестве обязательной цели, ради которой совершается домостроительство Церкви Христовой. Между тем предания самой православной церкви указывают, что в первые века христианства Церковь строилась на основании всеобщего священства. "Разве мы все не священники? Господь наш Иисус Христос сделал нас не только служителями, но и священниками Отца Небесного...

Разве мы не приносим Ему и без священников жертв на молитвах, бдениях и даже поучениях других? Разве мы не имеем права сами крестить в случае нужды? Где собралось трое верующих, там и церковь", - писал Тертуллиан ("О целомудрии" гл. 7. См. также "О крещении" гл.17,18). Пример всеобщего священства дает Анания (Д.А.9 гл.), который не будучи служителем, крестил и рукоположил обращенного Савла. Священнослужители православной церкви в нарушение апостольской практики (Д.А.6,5) не избираются общим собранием верующих, а назначаются вышестоящими служителями.

Грубым нарушением Св. Писания является узаконенная форма обращения прихожан к священнослужителям с титулом: "отец", "святой отец", "наставник". Сам Христос в категоричной форме заповедал: "и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах, и не называйтесь наставниками - ибо один у вас Наставник - Христос"(Мф.23,9-10). Там же Христос предупреждал: "все вы братья" (Мф.23,8). Христос нигде не отменял эту заповедь, а потому ее следует выполнять, в особенности тем, кто утверждает, что сохранил учение Христа и Апостолов в неприкосновенности.

Существует три степени священства: первая - епископ как ближайший преемник апостолов, вторая - пресвитер, и третья - диакон. "Без них нет церкви", учит православная церковь. Пресвитеров и диаконов православной церкви может поставлять на служение и судить только епископ, миряне же ни в коем случае этого права не имеют. На епископа низводится сугубая благодать священства, в знамение чего при посвящении его возлагают на него руки не один, а несколько, по крайней мере, два православных епископа. Лица, принимавшие в православии епископский сан, должны оставаться безбрачными. В этот сан избираются люди исключительно из монашествующих. Только православные священнослужители оставляют за собой право именовать себя "истинными апостольскими преемниками", так как преемственную власть они получили непосредственно от ап. Андрея Первозванного, который, по учению православной церкви, был первым апостолом-епископом греческой церкви в Константинополе. После Андрея Первозванного, там епископствовали: Стихий, Онисим, Поликарп, Плутарх... и, наконец, в 984-996 годах, Николай Хрисоверг. В 988 году, Хрисоверг поставил в Киеве первого митрополита Михаила. Вот отсюда и ведет свое начало православный епископат. Люди, не получившие этой преемственной власти от апостолов, при всей своей богоугодной жизни и достоинствах не могут быть пастырями церкви, так как без "благодати" они только миряне, простолюдины. Те, кто посягнул бы на эту власть, поступил бы, как Корей, Дафан и Авирон, - самозванцы народа израильского (Числа, 16 глава). Тех самозванцев за их беззаконие поглотила земля, этих новозаветных подражателей следует называть "ворами и духовными разбойниками". Посему только православные пастыри, как легальные служители, вполне заслуженно могут и должны пользоваться своим содержанием от верующих мирян, повинующихся пастырям в делах религиозной жизни. Указанный догмат православной церкви мы, русские, получили спустя девять веков со времени возникновения христианства от греческой церкви, и в продолжение тысячи лет считали великим грехом усомниться в том, что этот догмат исходит не от апостолов. Меж тем даже самое поверхностное знакомство со Св. Писанием и с историей христианской церкви убеждает нас, что догмат этот основан на трех заблуждениях, а именно:

Он основан на отличии духовенства от мирян. Это отличие было только ветхозаветным установлением и служило прообразом различия между "миром" и "церковью".

Священство было отличительным признаком домостроительства иудейской религии. Религия без священства, в представлении иудея, была совершенно немыслима. Вот почему христианам, обращенным из обрезанных, трудно было в самом начале порвать с этим ветхозаветным подразделением на "начальствующих" и "подчиненных". Из посланий ап. Павла к Евреям, Галатам и др. мы видим, что верующие, оставшиеся верными иудейской религии, беспрерывно стремились дать доступ в христианскую церковь ветхозаветным обрядам, установлениям и церемониям.

Многие из них искренно верили, что Ветхий и Новый Заветы вполне совместимы, что христианство, в сущности, вытекает из иудейства, или служит продолжением его, а потому вся ветхозаветная структура священства должна занять место в христианской религии. Таково было заблуждение иудействующих христиан. В действительности же мысль о делении церкви на два класса с особо привилегированным положением сословия священников чужда учению Нового Завета. Первые христианские общины были малы. Они состояли исключительно из учеников Христовых, людей "некнижных", но возрожденных от Духа Святого. Христиане сходились вместе для молитвы, преломления хлеба и взаимного назидания, делая эти собрания в частных домах (Домашние церкви: 1Кор.16,19; Кол.4,15; Филим.1,2). Духовные дары, распределенные среди верующих Духом Святым, были многочисленны, многообразны и разносторонни. Каждый член церкви принимал участие в служении. И в этом смысле каждый член церкви был "царем и священником Богу" (Откр.1,5-6). Он имел право и священную обязанность служить другим тем даром, каким Бог наделил. Св. Писание называет "священником" всякого верующего христианина, а совокупность верующих - "священством святых" и "царственным священством"...(1Петр.2,5-9). Такой взгляд Писания устраняет всякую мысль о подразделении церкви на два лагеря: на духовенство и мирян. Древнеапостольская церковь не знала такого подразделения. Церковь современная должна быть совершенно свободна от такого заблуждения.

Подразделение церкви на две группы основано также на превратном представлении об управлении церковью. Апостольские ученики или отцы (как их обыкновенно называют) Климент, Поликарп, Игнатий и Варнава, несмотря на те высокие преимущества, какими они пользовались, как "ученики апостолов", очень скоро уклонились от доверенного им учения. Судя по тем творениям, которые носят их имена, эти "апостольские ученики" совершенно забыли о назначении и функциях Духа Святого в церкви и низвели церковь Христову как Тело (организм) на положение человеческого общества (организации). Не признавая подразделения на начальствующих и подчиненных в христианской церкви, Св. Писание указывает нам на два рода служителей: старшие братья и диаконы. Старший (по-гречески Иереос), он же епископ (наблюдатель), он же пресвитер (старший), и диакон (слуга, прислуживающий у стола). Первый заботился о духовном благосостоянии церкви, второй - о материальных нуждах верующих. В этих двух видах служения нет ни малейшего намека на то начальственное управление церковью, какое в наше время практикуется "духовенством". Есть и должно быть одно руководство церковью - руководство Духа Святого. Никакой христианин или пастырь, как бы духовно одарен он ни был, не может "заместить" Духа Святого в церкви.

Во дни апостолов и в первые века христианской церкви служение епископа было трудным, но прекрасным делом. Тогда еще епископы следовали повелению Господа: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой" (Мтф.20, 26). Епископ должен был наблюдать только за своей общиной, члены которой обычно собирались в частном доме. Епископ не господствовал над "наследием Божиим", "но подавал пример стаду" (1Петр.5, 1-3). Он был слугой и рабом церкви, наставлял христиан, посещал больных, одиноких и бедных. Епископ не обладал "властью" что-либо верующим предписывать или без согласия всех членов церкви утверждать. О подчинении "низшего класса духовенства" своему епископу в то время никто и не думал. Церкви не имели иных доходов, кроме добровольных приношений верующих, и по бедности ее членов суммы церкви были ничтожны. Епископы того времени не были на жаловании. Они продолжали свое прежнее ремесло или занятия, и тем содержали свои семьи.

Сам ап. Павел был по ремеслу делателем палаток (Деян.18,3), являя тем добрый пример братьям по вере (1Кор.4,12). Конечно, и тогда встречались епископы, питающиеся от благовествования, ибо такого было на то Божие указание (1Кор.9,1-4; 2Тим. 2, 4-16), но платить "духовенству" жалование начали только с 245 года. Продолжать светские занятия епископу было запрещено на том основании, что это не соответствует его сану. С этого времени личные интересы служителей церкви как бы разошлись с интересами всего христианства. Это обстоятельство повлекло за собою многие перемены к худшему. По мере того как росло число новых общин вокруг того или иного крупного центра, епископы, живших в городах, рассматривали возникшие общины результатом их благовестия и поэтому присваивали себе право поставлять в общины "своих" пресвитеров и диаконов. Таким образом, создавались церковные районы, которые греки называли "епархиями".

Для устранения разногласий и борьбы с ересями были организованы соборы и совещания. В таких случаях, председателем собора или совещания естественно избирался епископ из столицы данной римской метрополии. Когда такой епископ возвращался к себе в столицу, ему трудно было расстаться с председательским титулом или забыть оказанную ему честь. Без труда он присваивал себе звание "митрополита" и требовал подчинения себе всех епископов метрополии. Для того, чтобы церковь окончательно лишилась "простоты" и "свободы" и снизошла на положение человеческой организации, на сцену выступили псаломщики, благочинные, каноники, иереи, архиереи, архимандриты, архиепископы, кардиналы, митрополиты, папы... Церковь была разделена на управителей и управляемых, пастырей и стадо, на духовенство и мирян, на людей, "облеченных властью, данной им свыше", и простолюдинов.

Вскоре духовенство присвоило себе еще одно право: право посредничества между Богом и людьми мира сего. Церковнослужители утверждали, что они ближе стоят к Богу и располагают всеми "таинствами", необходимыми для замаливания грехов, допущенных мирянами. Вслед за узаконением наименований, санов, знаков отличия и других проявлений духовной гордыни и духовного тщеславия, появились "алтари", "иконостасы", "облачения", "длинные волосы", "церковная утварь", "лобызание руки", "лобызание перстня", "лобызание туфлей" и прочее. Некоторые из этих установленных обычаев проникли в церковь совсем недавно. Так, например, нынешняя богослужебная одежда установлена была в XIII столетии, запрещение католическим священникам вступать в брак - только в 1123 году и т. п. Отступление церкви от заповеди Господней в вопросе священства настолько очевидно, что всякие доказательства становятся излишними. Наблюдая результаты допущенных церковью заблуждений, хочется воскликнуть вместе с ап. Павлом: "О несмысленные!.. кто прельстил вас не покоряться истине? Вы шли хорошо, кто остановил вас, чтобы вы не покорились истине?.." "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает..." Столь многое потерпели вы неужели без пользы?.." Христос же, протягивая пронзенные руки, взывает: "Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела..." (Гал.3,1,4; 6,7; Откр.2, 5).

И, наконец, разделение церкви на "пастырей" и "пасомых" было основано на так называемой "преемственной власти апостолов". Это заблуждение присуще не только католической, но и православной церкви, с тою разницей, что католики утверждают свою апостольскую преемственность на ап. Петре, а православие - на ап. Андрее. Чтобы рассмотреть и этот вопрос, остановимся на трех общеизвестных фактах:

Во-первых, Сам Христос никогда не пользовался той властью, какой располагают современные священнослужители. Власть или право господствовать над людьми всегда является великим искушением. Сатана предложил это право Христу во время Его сорокадневного искушения в пустыне: "И возвед Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени. И сказал ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое" (Лук.4,5-7). Иисус Христос отверг этот соблазн, зная, что "Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мтф. 20, 28). Спаситель учил, что "Царство Его не от мира сего" (Иоан.18,28-36), что Царство Его не будет организованно по мирскому образцу, что Царство Его не будет нуждаться в правовом положении, что оно будет существовать всюду, "где двое или трое собраны во имя Его" (Мтф. 18,20). Наступление Царства Небесного "в силе и славе" с приходом Мессии было чаянием каждого иудея, но Христос не оправдал этих ожиданий. Христос отказался воспользоваться сатанинскими принципами власти и управления, и потому был отвержен Израилем. Власть Христа и Бога, власть, основанная не на мощи насилия, а на справедливости и любви, осуществится при Его втором пришествии. До того, момента Христос будет "камнем преткновения", а ученики Его "прахом всеми попираемым..." (1Кор.4,13), людьми отверженными и гонимыми. Христос не давал ученикам права пользоваться плотской властью для "административного" управления церковью. Напротив, когда мать сыновей Зеведеевых просила такой именно власти для своих сыновей, Христос ответил, что она не знает, чего просит: "Вы знаете (сказал Он), что князья народов господствуют Над ними, и вельможи властвуют ими но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою" (Мтф.20,20-27). Вот тот драгоценный принцип, который Христос положил в основу христианского соревнования. Мы видим во что принцип этот превратился теперь! Власть, которой пользовался Христос, была властью духовной. Христос не имел ни раввинского диплома, ни разрешений первосвященника, ни поддержки Ирода, ни солдат Пилата и, тем не менее, говорил "как власть имеющий" (Мтф.7, 29). Духовной власти Христа никто не мог отрицать: "народ, видя это, удивлялся и прославлял Бога, давшего такую власть человекам" (Мтф.9,6-8), первосвященники неоднократно спрашивали Его: "Какою властью Ты это делаешь?" (Мтф.21,23), "Кто Тебе дал власть делать это?" (Мкр.11,28). Власть, проявляемая Христом, не была властью "господствующей", превозносящейся, уничижающей подчиненного. Это была власть любви, власть служения, власть делания добра, не ожидающая ни взаимности, ни награды. Только такую власть проявляли и Христовы ученики. Мы читаем, что "тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Иоан.1,12 и 13). Спаситель дает власть не "называться", а "быть чадами Божиими" и свою родственную связь с Небесным Отцем подтверждать всем своим существом. Здесь речь идет не о "сане", а о новом "возрождении свыше" сердца и проистекающих из него новой жизни и новом характере. Власть, получаемая через возрождение свыше, проявляется в покорности, добровольном повиновении Богу, искреннем служении ближнему, победе над обстоятельством, свободе от пороков и от влияния окружающей христианина Среды. Вот что говорит Писание о людях, получивших такую власть: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем... Но во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего, не имеем, но всем обладаем" (2Кор.4,8-9; 6,4-10). Власть духовная не может быть захвачена тем или иным лицом, монополизируема отдельной группой людей. Власть эта не может быть "преемственной", передающейся по наследству. Власть духовная это нечто иное: как проявление Духа Святого, обитающего в сердце верующего. Власть духовная - это сила благодати Господней, "спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке" (Тит.2,11-12). Дух Святой не может переходить по наследству, равно как и не может быть заключен в рамки человеческих установлении. Дух Святой никогда не действовал по воле человеческой. Он никогда не придерживался "преемственной линии" и не считался с формальным возложением рук тех людей, которые присвоили себе архиерейское или папское достоинство. Дух Святой вселяется и обитает в сердца тех, кто готов жить под Его водительством. Бог дает Духа Святого "повинующимся Ему" (Деян.5,32), Бог ниспосылает Духа Святого всякому, просящему у Него: "Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит... Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него"(Лука 11, 10,13). Получая Духа Святого, христианин получает и Его духовные дары, духовную силу, и власть, и жизнь. Бог не взирает на лица. Для Него безразлично, как мы называемся: архиереем или рыбаком, преосвященнейшим или мирянином, священнослужителем или простолюдиным. Бог имеет дело не с нашими дипломами и саном, а с нашим сердцем: "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес... и также с сокрушенными и смиренными духом"... (Ис. 57, 15). "Посему так говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не исполняете... пошлю на вас голод и лютых зверей, и обесчадят тебя, и язва и кровь пройдет по тебе, и меч наведу на тебя... Серебро их и золото их не сильно будет снасти их в день ярости Господа... ибо оно было поводом к беззаконию их, ...и отдам его в руки чужим в добычу и беззаконникам земли на расхищение, и они осквернят его... и положу конец надменности сильных,. и будут осквернены святыни их... Поступлю с ними по путям их, и по судам их буду судить их, и узнают, что Я - Господь. (Иезек. 5, 7 и 17; 19, 21, 24 и 27).

[[ Многие спросят: так неужели священники не понимают что делают? Трудно ответить на этот вопрос, но мы не должны забывать, что Иисуса Христа распяли те священники, которые все хорошо понимали. Но конечно же, у каждого своя причина. Выслушаем две из них: "А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" Ин.11:46-50. "Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию" Ин.12:42-43.

Священники истукана?

Книга_Судей 17:4 Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести [сиклей] серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи. 5 И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. 6 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым. 7 Один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, тогда жил там; 8 этот человек пошел из города Вифлеема Иудейского, чтобы пожить, где случится, и идя дорогою, пришел на гору Ефремову к дому Михи. 9 И сказал ему Миха: откуда ты идешь? Он сказал ему: я левит из Вифлеема Иудейского и иду пожить, где случится. 10 И сказал ему Миха: останься у меня и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десяти [сиклей] серебра на год, потребное одеяние и пропитание. 11 Левит пошел к нему и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него, как один из сыновей его. 12 Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи. 13 И сказал Миха: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником. 18:27 А [сыны Дановы] взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем. 31 и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме. Попробуем оставить один вопрос открытым: сегдняшние православные и католические священники служат Богу или истуканам? (Отличаются ли они чем-то от этого левита?) ]]


[Православие и Католицизм]: 3.1 СвященствоСодержание
Далее: 3.2 Безбрачие священников,  3.3 Монашество
Назад: 2.7 Непогрешимость Православной Церкви,  2.6 Непогрешимость папы

 

Hosted by uCoz