1.8 ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
"Ибо благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф.2, 8-9).
Одновременно с установлением учения о молитве за умерших в чистилище, в западной церкви начала развиваться продажа индульгенций.
В начале индульгенцией являлось "письменное отпущение вины", освобождающее верующего от назначенного ему церковью наказания,
но впоследствии (с XI в.), оно превратилось в разрешительную папскую грамоту, отпускавшую за известную плату, или под условием соблюдения
известных обязательств, не только прошлые и настоящие, но даже будущие грехи. "Грамота" эта служила одним из доходнейших
источников обогащения папской казны в течение многих веков. Уже в четвертом веке были введены в церковную практику так называемые
"епитимии". Назначение епитимий в том, чтобы наказать отпавшего, но возвращающегося в лоно церкви ее члена. Так, например,
духовным начальством приписывалось покаявшемуся упражнение в совершении известного количества поклонов, самобичевания, изнурение
себя постом и телесными упражнениями. По отбытию назначенной церковью епитимии, провинившийся вновь принимался в число членов церкви.
В подтверждение такого зачисления ему выдавалось письменное удостоверение церкви, гласившее, что епитимия, возложенная церковью на
кающегося, им выполнена, совершенный грех, послуживший основанием к отлучению, исправлен и прощен ему, и что отлученный от церкви
вновь принят в среду верующих.
С течением времени, при постепенном падении нравственного уровня западной церкви, индульгенции стали уже входить в церковный обиход
как единственное средство отпущения грехов. Вскоре индульгенции стали раздаваться с большой легкостью, направо и налево. Папы не
замедлили сделать из этого практические выводы. Они сосредоточили выдачу индульгенций исключительно в собственных руках, сделав их
платными, причем индульгенция могла быть оплачиваема не только деньгами, по установленной таксе, но и различными услугами папскому
престолу. Так, например, папа Григорий VIII обещал абсолютное прощение всех грехов каждому королю, содействовавшему ему оружием против
германского императора Генриха IV.
Подобные обещания были даваемы папами и во время других войн. Следуя методам своих предшественников, папа Иннокентий III мог собрать
большую армию (в XIII веке) для уничтожения Альбигойцев (Альбигойцы - участники широкого еретического движения в Южной Франции 12-13
веков. Они считали земной шар, включая католическую церковь, творением сатаны, отрицали основные догматы церкви, требовали ликвидации
церковного землепользования. В результате кровавой инквизиции и крестовых походов (Альбигойских войн) движение было к 14 веку подавлено).
Раздачей индульгенций папа Урбан II поднял на ноги всю средневековую Европу, призывая добровольцев на Первый Крестовый Поход.
До XIII века индульгенции выдавались папами, как отпущение грехов, содеянных в прошлом или настоящем. С начала XIII века индульгенции
начали уже выдаваться как отпущение и тех грехов которые грешник намеревался или рисковал сделать в будущем Одно заблуждение, таким
образом, порождало собою ряд других. Вскоре индульгенции выдавались не только живым, но и умершим членам церкви. Монах Александр
Алек измыслил целый "склад" индульгенций, состоявший, по его уверению, из "сверхдолжных заслуг" Девы Марии и
всех святых. Инициатор этого скандального новшества уверял, что души, пребывающие в чистилище, могут с успехом пользоваться индульгенциями
для частичного или полного отпущения грехов, соделанных ими на земле, для освобождения души от мук чистилища, для сокращения срока
мучений, для перехода в Царство Небесное и прочее...
В 1300 году папа Бонифации VIII расширил право пользования индульгенциями на души всех умерших, подтвердив это правило официальным
папским декретом. Индульгенции за подписью папы продавались во всех церквах, на площадях и ярмарках, с барабанным боем, совершенно
открыто. Можно было покупать прощение "будущих грехов" на известный срок: на год, два, три и т. Д. Так как индульгенции
продавались по весьма высоким ценам, то бедняки автоматически лишались такого фиктивного права. Церковь устремила свою алчность на
знатных и богатых, собирая с них обильную дань деньгами, землями, драгоценностями, рабами, услугами, т. п. Тридентский собор (в 1563
году) объявил продажу индульгенций догматом церкви и повелел предавать анафеме тех, кто этому нововведению противились. Излишне доказывать,
что такое учение не может опираться на Св. Писание.
Где "сверхдолжные заслуги и святость", когда Христос говорит: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный"
(Мтф.5,48). Мыслимо ли, чтобы Дева Мария и святые угодники достигли большей святости, чем от них требовалось, т. е. стали совершеннее
Небесного Отца? Как же понимать тогда следующие слова Христа, сказанные апостолам: "Так и вы, когда исполните все поведенное
вам, говорите: мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк.17,10)?
Царство Божие не покупается ни подвигами, ни молитвами, ни деньгами. Путь Божьего спасения не уклонился в сторону, не изменился.
Человек спасается верою в Иисуса Христа. Он заменил нас на кресте. Он вселяется в сердце наше чрез Духа Святого. Всякий, уверовавший
во Христа, получает "оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления
в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде" (Римл.3, 24-25). Симону волхву (Д.А.8)
сказали, что он согрешил прося Духа Святого за деньги, а купить Царство Божие или прощение возможно?
|