БИБЛИЯ - СЛОВО БОЖЬЕ
“трава засыхает, цвет увядает, а Слово Бога нашего пребудут вечно” (Ис.40,8)
Основанием, на котором зиждется наша вера, является Сам Господь наш Иисус Христос. (1Кор.3,11). Но, одновременно, Он же является
Словом Божьим. Ап. Иоанн пишет об этом вполне определенно: “Вначале было Слово , и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин.1.1),
а несколько ниже он добавляет: “И Слово стало плотью и обитало с нами...” (Ин 1,14). Другими словами, предвечное Слово Божье вочеловечилось
в плоти Иисуса Христа, Который является тем драгоценным камнем (1Пет.2,4), на Котором созидается как Вселенская Церковь в целом,
так и духовная жизнь каждого отдельного верующего.
Таким образом, основанием нашего истинного познания о Боге и о себе являются, с одной стороны, Христос как личность, пришедшая некогда
на землю; а с другой стороны - Христос как Слово Божье, записанное пророками и людьми Божьими. Отсюда следует что на общение с Богом
через чтение и изучение Его Слова следует тратить не меньше времени, чем на общение с Богом через молитву, духовные размышления и
т.д. В Библии, писанном Слове Божьем мы находим ответы на все духовные вопросы, которые являются жизненно важными для каждого человека.
БОЖЬИ ОТКРОВЕНИЯ
Некоторые считают, что Бог создал мир и людей живущих в нем а затем удалился от этого мира, предоставив его самому себе. Это
не так. Бог открылся людям через Свои Божественные откровения.
Нам известны две формы Божьих откровений:
1. Общее откровение, предназначенное для всех людей. Бог, оставаясь невидимым, дает возможность человеку видеть Свои деяния в природе,
в истории, в жизненных явлениях, в самом себе, в своей совести. (Об этом пишет Ап. Павел в Рим.1,19-20).
2. Особое откровение, когда Бог открывает Себя избранным людям, и сообщает им Свою волю для передачи другим (например, призвание
Моисея, Исх.3; призвание Исаи, Ис.6). Для этого Он просвещает ум, сердце и душу человека. (Ин.14,26). Библия как раз и является этим
“Особым откровением Божьим”. Даже поверхностного знакомства с ее историей и содержанием достаточно, чтобы убедить каждого непредвзятого
исследователя в сверхъестественном происхождении Библии. Богочеловеческое происхождение Библии поставило ее в центр всей человеческой
жизни. Библия - совершеннейшее творение, не нуждающееся в прибавлениях. Это первая книга на свете и она же будет последняя. Она самая
древняя (написанная буквами) и самая поучительная. (Древнейшие книги индийской литературы - веды относятся к концу второго и началу
первого тысячелетия до Р.Х., т.е. ко времени Давида и Соломона). Нет книги, так много воздействующей на мир, как Библия! Нет книги,
переведенной на большее количество языков или столь распространенной, или пережившей столько изданий как Библия. Нет книги давшей
повод к написанию такого количества других книг, как Библия. Ни одна книга не имеет столько врагов и столько друзей, великий успех
и великая борьба вокруг этой книги убедительно говорит о ее божественности. Написанная в глубокой древности, она и сегодня звучит
сильно и действенно. Библия - единственная в мире книга, снимающая покров с тайны происхождения вселенной и человека, указывающая
на цель мироздания. Верующие в Библию черпают из Нее силу возрождения и жизни. Библия несет по всему миру радостную весть о том,
что все для нашего спасения совершено Господом Иисусом Христом, добровольно взявшим на Себя грех всего мира.
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ БИБЛИИ
Библия представляет собой целую библиотеку - т.е. собрание 66 отдельных книг, написанных в различной литературной форме. Здесь
мы находим описание истории (книги Моисея), поэзию (книга Песни Песней), автобиографии (книга Даниила), письма отдельным людям и
Церквам (послание к Титу, послание Коринфской Церкви), пророчества (книга Откровения) и т.д. Автором всего этого является Дух Святой,
Который действовал через людей. Как Израиль, так и новозаветная Церковь на протяжении тысячелетий исповедует, что “все Писание богодухновенно”.
(2Тим. 3,16); “Мы веруем и исповедуем, что книги Священного Писания являются не простым произведением человеческим, но Словом Божьим,
которое изрекалось по вдохновению Духа Святого”.
Слово “богодухновенность” означает вдохновленное Богом. Богодухновенность - это действие Духа Святого совместно с Духом человеческим.
Богодухновенность проявлялась в двух видах:
1. В виде непосредственного откровения от Духа Святого. Так обычно писали пророки. Бог повелевал им писать и они писали, часто даже
не понимая всего написанного. Пророк Исайя описывает это как: “И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем
человеческими письменами ...”(Ис.8,1) и пророк послушно писал все что говорил ему Господь. Даниил, находясь в аналогичной ситуации,
описывает свое состояние так: “Я слышал это, но не понял”. (Дан.12,8), но ответ Божий гласил: “...сокрыты и запечатаны слова сии
до последнего времени” (Дан.12,9) и Даниил все записал, даже не вполне понимая написанное. Богодухновение - не обязательно дословное
изложение т.е. не обязательно откровение, как таковое. Откровение - это Божье действие, заключающееся в непосредственной передаче
разуму человека истины, неизвестной ему до этого; богодухновение же управляет и надзирает за изложением божественных истин, уже известных
авторов. Дословное изложение было бы чисто механической операцией, оно лишило бы писателя индивидуальности и сделало бы его автоматом.
Дух Святой не идет по этому пути. Он использует память, интуицию, рассуждение, индивидуальные своеобразия писателей, и каждый из
них записывает ту часть событий, которые он усвоил сам и в состоянии передать их с надлежащей точностью. Поэтому чаще всего Бог действовал
посредством:
2. Благочестивого внушения: это проявлялось как сверхъестественная помощь через которую Господь побуждал автора к написанию и содействовал
ему в творчестве. Особенно наглядно это можно проследить при написании Евангелия от Луки. Начиная свое Евангелие, Лука пишет: “...
рассудилось мне по тщательному исследованию всего сначала, по порядку описать тебе достопочтенный Феофил...” (Лк. 1,3). Другими словами,
Лука и не подозревал, что ему не просто рассудилось, а что Дух Святой возбудил в нем это желание и Он же направлял и руководил Лукой
во время тщательных исследований земной жизни Христа. Подавляющее большинство книг Священного Писания написаны именно таким образом.
Господь не просто диктовал, а люди механически записывали услышанное, а Дух Святой возбуждал у человека желание писать и руководил
этим человеком во время написания, предохраняя от ненужных и неточных слов и посылая слова в точности передающие истину. Поэтому
не весь текст Библии передает Божью волю. Здесь содержится история народов, речи людей и даже злых людей, но в этой книге нет ни
одного не богодухновенного места.
Все Писание исходит от Бога. Но оно не отражает в каждой строчке божественные благословения; наоборот, многие страницы посвящены
порицанию и бичеванию злых дел. Например, в книге Иова богодухновение зафиксировало с одинаковой точностью: язык Божий - Иеговы,
слова сатаны, речи Иова и его друзей. Каждый оратор ответственен за свои выражения. Ни сатаны, ни Иов, ни его друзья не говорили
по вдохновению Бога. Они выражали свои взгляды. Богодухновенность Писания выразилась только в точности изложения их речей. Или двойной
грех Давида, убийство и прелюбодеяние излагается, как грешный, осужденный Богом факт. Богодухновенность Библии при этом отражает
точность передачи событий. Благодаря тому, что Библия - это совместное творение: Божье и человеческое, в каждой ее книге сохранилась
печать личного характера, печать индивидуальности человека, писавшего ее, а с другой стороны - все 66 книг Библии обладают удивительным
единством, говорящем об их Небесном Авторе.
Индивидуальные особенности писателя каждой отдельной книги, входящей в Библию позволяют проводить стилистический анализ этих книг,
благодаря чему филологи (акад. С. Жебелев) установили что книгу “Деяния” написал тот же человек, который написал “Евангелие от Луки”,
т.е. врач и спутник Ап. Павла, Лука. Действительно как резко отличается сухой и лаконичный язык “Евангелия от Марка” от эмоционального
и философского повествования этих же событий Ап. Иоанном. Вместе с тем, по содержанию, оба эти повествования говорят об одном и том
же - о событиях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. И богодухновенность при написании этих Евангелий заключалась в сверхъестественной
помощи этим людям, предохраняющей от неверного изложения всех этих событий и раскрывающей истину действительно совершенных поступков
и дел.
Недословность богодухновения Библии позволяет делать ее переводы на многие языки. Священная книга мусульман - коран, претендует на
дословное богодухновение, т.к. каждая буква и каждое слово Корана, как утверждает Магомет, даны непосредственно от Бога и в них отсутствует
человеческая индивидуальность. Магомет, утверждает, что Бог не руководил им при написании Корана, а передавал ему весь текст на классическом
арабском языке. Поэтому Коран не переводится для богослужебных целей на другие языки, т.к. при этом теряется его богодухновенность.
Библия как книга богодухновенна по смыслу каждой фразы, по духу, а не по букве, переводится на большое число языков. В настоящее
время Библия занимает первое место в мире по переводам на другие языки.
Пять столетий назад Библия была переведена всего на 33 языках. К началу 19-го века полные и частичные переводы появились уже на 70
языках, к концу 19 века - на 470, а к концу 1973 года насчитывали 1526 переводов Библии. И скорость переводов возрастает. В настоящее
время менее 2% жителей земли не имеют Библии на родном языке. Такое массовое распространение Библии стало возможным благодаря гармонической
и взаимопроникающей двойственности ее природы.
Если бы Библия имела только человеческую природу, то как тогда объяснить удивительное единство всех 66 книг, составляющих Библию?
Эти книги писались на протяжении 1600 лет. Наиболее ранние книги Моисея, написаны в 15 столетии до Р.Х., а наиболее поздние - книги
Ап. Иоанна, написаны в конце 1 столетия по Р.Х. Люди принимавшие участие в написании Библии (нам известны имена 26 человек), были
рассеяны по разным странам, занимали различное общественное положение. Например, Моисей - приемный сын дочери фараона Египетского,
Даниил - премьер -министр Вавилона, Амос - простой Израильский пастух, Петр - Галилейский рыбак. Итак, возможность вмешательства
человеческой мудрости и человеческого согласования действий этих людей совершенно исключена. Вместе с тем, единство и внутренняя
гармония книг Священного Писания заставляет задуматься любого непредвзятого читателя.
Это единство заключается в повествовании, проходящем красной нитью через все книги Библии: “человек и человечество постоянно уходят
от Бога, но Бог продолжает их любить. Доказывает Он это через Агнца, Который взял грех мира на Себя”. Это единство прослеживается
в том, что все нравственные законы, многоразличные предписания, в какой бы из книг, составляющих Библию, они не находились - сходятся
к любви к Богу и к окружающему миру. Новый завет логически вытекает из Ветхого, продолжая его на качественно новом уровне (Как стебель
качественно отличается от зерна, продолжая его) и в то же время Ветхий Завет объясняется и раскрывается в Новом Завете. Если бы автором
Библии был человек, то как тогда объяснить необычность истории этой книги и сам факт существования в наши дни?
Хранение и передачу Своих откровений Бог поручил Израилю. Для каждого человека и для каждой нации вполне естественно сохранять свои
исторические предания и летописи. Но возникает странная ситуация: все предания и летописи любого народа передают “славное прошлое”
исключительно в хвалебных тонах, а если и упоминают об ошибках своего предводителя и вождя, то находят им многочисленные объяснения.
Взять русскую “Повесть временных лет. Она пестрит “великими”, “храбрыми”, “мудрыми” в отношении к царям и князьям. Точно также выглядят
летописи других народов. И только летописи Израиля составляют исключение из этого правила.
Адам, проявил непослушание; Каин - убил своего брата; современники Ноя были уничтожены потопом. Все патриархи Израиля были с упреком,
а когда Израиль начал свое существование как нация воспел хвалу Богу за избавление от Египетского плена. Но его воодушевления хватило
на три дня. Через три дня Израиль роптал от недостатка воды. Сорок последующих лет - бесконечная вереница недовольства и ропота.
Едва войдя в обетованную землю. Израиль снова сопротивляется воле Божьей и постоянно нарушает Его заповеди. Период Судей и период
Царей только дополняют картину отступлений Израиля. 22 глава Четвертой книги Царств. Храм в пренебрежении и упадке. Закон Божий -
потерян. Не удивительно, что книги пророков полны горьких упреков в адрес Израиля и резких обличений.
Таков духовный путь Израиля, и невольно напрашивается вопрос: Почему в течение тысячелетий Израиль с таким жгучим рвением сохраняет
и боготворит обличающие его Писания? “В доме повешенного не говорят о веревке” - гласит человеческая мудрость. И можно не сомневаться,
что если бы эти Писания были человеческими творениями, то Израиль давно бы их уничтожил. И среди него нашлись бы люди, написавшие
новые летописи - хвалебные, как и у прочих народов. Но пути Божьи - не пути человеческие, и если Бог предопределил Израилю хранить
Его откровения, то он хранит их. Хранит во все годы рассеяния, войн, смут, мятежей. Парадоксально, но факт - чем темнее фон человеческой
неверности, тем ярче, яснее и реальнее проявление силы Божьей: “Неверность их уничтожит ли верность Божью?” - говорит Ап. Павел об
израильтянах.
Если бы не Дух Святой руководил сохранностью книг Библии, то разве могли бы мы сегодня читать тот же текст, который некогда читал
Иисус Навин, Давид, Ездра?
Как известно, книгопечатание было изобретено ревностным христианином, желавшим размножения Библии - Иоганом Гутенбергом в 1452 году.
До этого на протяжении примерно 3000 лет все книги передавались в рукописях. Три тысячи лет немощная человеческая рука, несмотря
на неверность Израиля, непрерывные смуты и воины, гонения на евреев и желание уничтожить их как нацию, переписывала Священное Писание!
Попробуйте собственной рукой переписать хоть одну книгу Пятикнижья и вы убедитесь - насколько это нелегкая задача. Это ли не чудо,
что несмотря на 3000 лет переписывания от руки, мы можем читать эти древние строчки? Если сравнить рукописи (манускрипты) книг Библии,
имеющиеся в распоряжении ученых, с рукописями небиблейских древних книг по количеству, по краткости времени, отдаляющего древнейшее
из них от оригинала; по серьезности и объему проведенных над текстом критических работ - никакая конкуренция невозможна. Например,
до нас дошло 250 манускриптов Горация, 110 манускриптов Гомера, 50 - Эсхила. При этом, от оригиналов их отдаляет: Горация - 700 лет,
Эсхила - 1500 лет, Гомера - 2000 лет. И никому в голову не приходит сомневаться в их подлинности, никто не оспаривает подлинность
произведений Эврипида, которые дошли до нас всего в двух копиях, отстоящих от оригинала на 1600 лет. В области изучения классической
литературы главная трудность, на которую наталкивается критика текстов, состоит в редкости документов. При изучении книг Библии возникает
прямо противоположная трудность. В массе материала можно потеряться.
Человечество в настоящее время располагает 5237 рукописями книг только Нового Завета. Причем, древней из них - отрывок Евангелия
от Иоанна отстоит от оригинала на 20-30 лет. Это так называемый “папирус Райленда 457” фотокопия которого была опубликована в 1935
г. Время его написания, по оценкам специалистов, 120-е - 130-е годы по Р.Х. Так выглядит сравнение рукописей Библии с рукописями
классической литературы.
Если сравнить историю книг Библии с историй и состоянием Священной литературы других религий, то и здесь нам явно видна чудная рука
Божья. Священная книга зороастрийцев - Авеста, датируется десятым веком Р.Х., т.е. она писалась на пять веков позже древнейших книг
Библии. В наше время от нее остались лишь отрывки. Подавляющее большинство книг Буддисткой литературы утеряно. До наших дней полностью
сохранился только так называемый “Палийский канон”, который был составлен около 30 года до Р.Х., хотя в отрывках сохранились некоторые
Веды, оригинал которых; как считают, был написан около одиннадцатого века до Р.Х. Другими словами, хотя эти книги и почитали за священные,
и фанатически настроенные жрецы всячески оберегали и хранили их, они не смогли пронести сквозь века и поколения свои реликвии. Если
бы и Библия была книгой человеческой, она не сохранилась бы до наших дней в неприкосновенности. Тем более что Библия никогда не была
популярна. Человечество в своей массе, в лучшем случае, равнодушно относилась к Библии. А сколько гонений пережила Библия! Сколько
ценнейших рукописей было уничтожено, сколько критиков выступало против нее! В 303 году император Рима Диоклетиан издал эдикт об уничтожении
всех рукописей Библии. И так было многократно в истории человечества. И все таки Библия сохранилась в неприкосновенности!
В ХХ веке часто говорят, что Библия изменялась и переписывалась в зависимости от желаний священнослужителей. Но если бы это было
так, то должны были существовать рукописи “исправленных Библий”. Почему же до сих пор никто из библейский критиков не опубликовал
текст такой “Библии”, а ограничиваются только общими фразами, что в “древних рукописях множество разночтений”. В древних манускриптах
действительно иногда встречаются буквальные расхождения текста, но они, как правило, касаются либо неканонических книг Священного
Писания, либо написания чисел или отдельных слов не меняющих смысл сказанного. При этом, в следующей переписанной рукописи подобные
ошибки, как правило, устранялись. Тем более в современных Библиях текст сверен не по одному, а по множеству самых древнейших манускриптов.
Только вдохновением свыше можно объяснить поразительную точность библейского языка.
Библия - это не учебник астрономии или ботаники, ее назначение - с одной стороны, повествование о Вечности и Творце, а с другой -
о пути достижения человеком этой вечности. Но если в Библии упоминается какой-либо факт, который можно проверить наукой - Библия
говорит об этом факте строго научно обосновано.
Народы мира до самого недавнего времени по-своему представляли положение земли во вселенной. Во всех народах существовали представления,
что земля покоится на трех китах или трех слонах. (В северобуддийской литературе - земля стоит на скале, скала в море и т.д.) Библия
не рассказывает таких небылиц. В одной из древнейших книг Библии - книге Иова сказано: “Бог повесил землю ни на чем “. (Иов 26,7).
Более точного определения даже в наш просвещенный ХХ век не придумаешь.
Моисей, выведший Израильский народ из Египта, был приемным сыном дочери фараона Египетского и получил высшее образование того времени.
Если бы он писал свои книги без руководства Духа Святого, то первые главы Библии, описывающие творение земли и вселенной, были бы
полны тех ошибок, которыми изобилуют египетские и вавилонские представления о творении мира. Моисей не допустил НИ ОДНОЙ НАУЧНОЙ
ОШИБКИ. Порядок творения мира описанный Моисеем, полностью подтверждается современной наукой. Вначале земля была пуста и покрыта
водой и плотным слоем облаков, поэтому и сказано: “... тьма над бездною”, а также “...воды над твердью”, т.е. небом. (Быт 1,2 и 17).
Затем воды собираются и появляется суша. (Быт 1,9). Потом из земли появляется трава, затем деревья (Быт.1,11-12). В результате буйного
развития растительного мира формируется атмосфера в ее современном состоянии, покров облаков редеет и на небе становятся видимы светила
небесные: солнце, луна, звезды. (Быт.1,14-15). Затем в воде появляются рыбы и пресмыкающиеся, затем птицы небесные. (Быт. 1,20-21).
Затем на земле появляются звери земные по роду их.(Б.ыт.1,24-25), т.е. Библия утверждает неизменность родовых признаков животного
и растительного мира, но не ограничивает видовых эволюционных преобразований. И, наконец, как венец творения, на земле появляются
люди. (Быт. 1,26-27).
Подобная последовательность творения полностью противоречит языческим представлениям, отраженным в многочисленных преданиях этих
народов, и конечно, хорошо известных Моисею. Но подобная последовательность вполне соответствует современным научным данным о происхождении
земли. Современные астрофизики считают неоспоримым фактом, что вселенная имела начальный момент (Т=0), от которого началось и пространство,
и время, а также все ощутимые материальные объекты вселенной. Расчеты проведенные с точки зрения “Теории Большого взрыва”, дали поразительный
результат: “Вселенная состоит из света!”- так озаглавлен этот вывод в книге “Антимир - реальность?” Доказано, что даже в сегодняшней
вселенной в 109 раз больше фотонов (частиц света), чем барионов (частиц вещества). Только что рожденная вселенная, как утверждают
ученые, состояла только из фотонов, т.е. из света. Именно об этом написано в первых строчках Библии: “И сказал Бог: да будет свет”.
Это произошло за долго до того как сформировались солнце и другие звезды. Последовательность формирования земли, появление жизни
на ней и очередность развития растительного и животного мира, предлагаемая гипотезами акад. Опарина, теориями Вернадского и других
ученых, полностью соответствует последовательности, описанной в книге Бытие. Почему же Моисей, писавший 3500 лет назад, не ошибся?
Моисей, не имея телескопа, не допустил и другой, распространенной ошибки древних ученых. он считал солнце большим светилом, чем луна,
в то время, как в Египте тогда господствовало утверждение, что луна больше солнца (так как иногда кажется таковой), но удалена от
земли дальше, чем солнце, и поэтому представляется меньшей. Моисей не написал также, что солнце наибольшее светило, как утверждала
вавилонская мудрость того времени. Современная наука знает, что есть множество звезд больших солнца. (См. книгу С.Вейнберга “Первые
три минуты”, М., Энергоиздат, 1981; М.Сапожникова “Антимир - реальность?” М., Знание, 1983; И.Д.Новикова “Эволюция вселенной” М.,
Наука, 1979).
Кто же руководил Моисеем, который на одной страничке описал происхождение земли и вселенной, избежав бесчисленного количества ошибок,
которые мог бы допустить и современный ученый, если бы ему пришлось освещать этот вопрос столь лаконично и общедоступно не только
для людей ХХ века, но и для людей живших в глубокой древности? Непредвзятый исследователь вынужден согласиться - Бог руководил пером
писателей Библии.
Поражает историческая и географическая точность Библии. Немецкий журналист Керам в книге “Боги, гробницы, ученые” подробно и увлекательно
описывает, как французы Ботта и Плассе, англичане Лойярд и Лофтус, пользуясь исключительно Библейскими описаниями, нашли и раскопали
во второй половине ХIХ века остатки Ниневии - этой некогда могущественной столицы Ассирии и тем самым вновь подтвердили достоверность
Библии. По географическим указаниям Библии был найден Ур Халдейский, Вавилон и другие города. Все исторические сведения, сообщаемые
Библией, предельно точны. Например, находки археологов на территории Египта подтвердили пребывание в этой стране Израильского народа.
Библейские летописи царей вполне соответствуют аналогичным светским источникам.
Перечень фактов, упоминающихся в Библии и подтвержденных наукой составляют объемную книгу. В то же время, число библейских фактов,
подвергавшихся сомнению наукой 19-19 веков, уменьшается с каждым днем, по мере совершенствования и углубления научного знания. Так,
в недалеком прошлом пытались высмеять факт, описанный в книге Ионы. Как известно, пророка, выброшенного в море, проглотила большая
рыба (кит). Было время, когда ученые, изучая строение кита, считали это совершено невозможным. Сегодня науке известна порода китов,
которые вполне способны проглотить человека. Более того, имеются неопровержимые свидетели подобных происшествий. Так подтверждаются
многие библейские истины. Человек, глубже познавая окружающий мир, начинает все больше и больше понимать необоснованность своих критических
выпадок против Библии.
Но самым убедительным для критического ума фактом, говорящем о небесном происхождении Библии, без сомнения, является то, что из всего
безграничного моря книг - Библия, единственная книга, открывающая для нас завесу будущего. Ни в священной мусульманской книге Коран,
ни в буддисткой - Типитаки, ни в глубокомысленных индийских Ведах, нигде не содержится пророчество в будущем стран, городов, народов
или человечества в целом.
Во все времена и во всех народах были гадатели, оракулы и другие предсказатели будущего. Но никто из них не посмел оставить письменных
пророчеств. Тем более никто из них не заглядывал дальше судьбы своего или, в крайнем случае, последующего поколения. Предсказывать,
что произойдет через 300, 500 или 1000 лет, а тем более записать и сохранить эти пророчества так, чтобы отдельные потомки могли проверить
их исполнение - на такое никто в истории человечества не решался.
Библейские пророчества поражают исключительной точностью. Оракулы, как и сегодняшние гадатели, безошибочно говорят о прошлом вопрошавшего,
будущее же описывают загадочно, туманно и двусмысленно. Библия говорит о будущем ясно и определенно. Известно, что Крез, царь Лидийской
империи, вопросил Дельфийского оракула - выступать ли ему против Кира, царя Персидского. Оракул ответил, что если он перейдет Галео,
то могущественная держава будет сокрушена. Такое пророчество настолько двусмысленно, что оракул был бы прав в случае любого исхода
битвы т.к. одна из могущественных держав: либо Лидийская, либо Персидская, была бы сокрушена, Крез напал на Кира, но был побежден
и взят в плен.
Библейские пророчества лишены двусмысленности. Например, пророк Михей, почти за 700 лет до рождества Иисуса Христа, предсказал место
Его рождения - город Вифлеем. При этом он не только указал город Вифлеем (т.к. известно несколько городов с таким названием), но
и указал местность - Иудин, и добавлено Ефрафа (древнее название Вифлеема). Пророчество должно быть произнесено и записано задолго
до его исполнения. То что приведенное пророчество произнесено до рождества Христова подтверждает общеизвестный в древности перевод
Ветхого Завета семьдесятью толковниками, сделанный около 250 года до Р.Х.
Таким образом можно проверить исполнение других Библейских пророчеств. В точности исполнились и продолжают исполняться на наших глазах
Библейские пророчества о еврейском народе. Предсказано его рассеяние между народами, но сохранение их как нации, хотя и лишенной
собственной территории (Вт. 28,25 и др.). Предсказаны также преследования и гонения евреев (Иер.24,19 и др.). Предсказано восстановление
Израильского государства и возвращение евреев из разных стран (Иер.31,8 и др.). В Библии предсказана и история язычников (Быт.9,26-27),
дана эволюция форм государственного правления у язычников (Дан. 2,31-45). Пророки оставили нам предсказания о судьбах таких городов
как тир, Сидон, Ниневия, Вавилон и другие. Например, современные путешественники поражаются, как буквально исполнились слова, сказанные
через пророка Исайю, относительно Вавилона: “Вавилон - краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом...Не заселится никогда...
Не раскинет Аравитянин шатра своего и пастухи не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни” (Ис. 13,19-22). Это было
сказано за 100 лет до царствования в Вавилоне Навуходоносора, при котором Вавилон стал столицей всего мира и достиг небывалого расцвета.
Казалось, что нет такой силы, которая могла бы разрушить этот величественный город. А в наши дни один путешественник свидетельствует,
что проезжая по долине реки Евфрата, он старался убедить своего проводника раскинуть шатер близ холма с развалинами Вавилона, но
тщетно. Ни один аравитянин не раскинет там своего шатра, опасаясь ядовитых змей.
Но венец предсказаний - пророчества об Иисусе Христе - Мессии мира. В Ветхом Завете предсказано каждое выдающееся событие из жизни
Христа: предсказаны родословие, время, место и обстоятельства Его рождения, Его Предтеча, Его земное служение. Его страдания и смерть,
воскресение, его второе пришествие во Славе. Насчитывают более 60 уже исполнившихся пророчеств об Иисусе Христе. В Библии также предсказана
судьба Церкви Христовой, подробно описан заключительный этап в истории мира. Эти пророчества исполняются на наших глазах внешне таким
простым и естественным образом. Итак: нет другой книги столь точной и безошибочной, нет другой книги, вдохновенной Богом, кроме Библии!
КАНОН И АПОКРИФЫ
На титульном листе Библии написана фраза: книги Священного Писания канонические. Слово “канонические” (канон), применительно
к книгам Библии, означает собрание книг, которые дают правила истины. (Канон - дословно - “прямая палка”, образно говоря, мера, правило).
После Моисея книги Священного Писания хранились в Святое Святых в скинии, а затем в Иерусалимском храме. При Давиде и Соломоне были
собраны псалмы в особые богослужебные свитки для пения левитам и певцам. При царе Езекии были собраны книги “Притчи Соломоне”, “Екклезиаста”,
“Песнь Песней”.
Как Библия, так и Талмуд повествуют о Ездре, называемом книжником, сведущем в законе Моисеевом, который, как считают, собрал священные
книги после Вавилонского плена (Ездр.7,6-10). Ему помогал Неемия (Неем.8,9). Утвердила канон Ветхого Завета (около 400 года до Р.Х.).
Великая Синагога, в которой, возможно, принимал участие Ездра и пророки Аггей, Захария и Малахия. В ветхозаветный канон вошли только
канонические книги. Пророческий канон определен около 200 года до Р.Х. Христос и Апостолы более 800 раз ссылались на Ветхий Завет
и почти на все книги еврейского канона. После Иудейской войны (66 - 73 гг. по Р.Х.) и разрушения Иерусалима в г. Ямнии иудейские
богословы вновь подтвердили состав канона. Христианская Церковь приняла целиком ветхозаветный канон от иудеев.
В Новый Завет вошли 27 книг, как богодухновенные. Все сомнительные книги были отброшены. Избрание книг Нового Завета было совершено
первохристианской Церковью под руководством Духа Святого. Канон был подтвержден на Лаодикийском соборе в 363 году и последующими
соборами: Ипонийским - 393 год, и Карфагенским в 398 год.
В канонической Библии 66 книг. При определении канона были удалены книги апокрифические (апокрифы). Это слово означает скрытый, тайный
(греч.). Это синоним “неканонический”, т.е. небогодухновенный. Известно более 15 ветхозаветных апокрифов. Третья книга Ездры, Премудрости
Соломоновы, Премудрости Сираховы и др. Они известны в основном на греческом языке. Впервые они появились в переводе “Септуагинта”
(Семидесяти толковников). У евреев они не пользуются авторитетом священных книг и в ветхозаветный еврейский канон не входят.
Римско-католическая Церковь на Триденском соборе в ХVI веке объявила эти апокрифы богодухновенными и включила их в состав Библии.
В Библии синодального издания эти книги помещены с оговоркой, предупреждающей о их неканоничности. Этими книгами можно пользоваться
как историческими свидетельствами, не ставя их на один уровень с богодухновенными книгами канона.
Новозаветные апокрифы известны в большом количестве (более 40). Большинство из них написано не позднее второго века и в то время
читались в Церквах на равне с каноническими. По своему духу и содержанию они далеко отстоят от канона, хотя написаны людьми, возможно
близко знавшими эти события. Лаодикийский собор 393 года запретил в Церквах чтение апокрифов. Существуют апокрифические Евангелия,
Деяния, Послания и Логии (изречения Христа).
Чаще всего авторы апокрифических писаний разрабатывали вопросы, мало освященные в канонической литературе. Это - эпизоды из детства
Христа, подробности Его искушения в пустыне и т. д. Иногда это делалось с намеренным или ненамеренным желанием оправдать либо укрепить
те или иные богословские и религиозные воззрения. Однако не один из описанных в апокрифах фактов не противоречит букве канона, а
только как бы дополняют его. Но АПОКРИФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОТИВОРЕЧИТ ДУХУ КАНОНА, т.к. является творением только человеческим без
водительства Духа Святого и без Его предохраняющей от ошибок миссии.
ИЗ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
Оригиналы рукописей, написанные пророками, апостолами, евангелистами, входящими в состав канона, скорее всего безвозвратно утеряны.
Бог допустил это чтобы не создать поклонение книгам. Полагают , что некоторые из этих рукописей находились в знаменитой библиотеке
г. Александрии, столицы древнего Египта, но погибли с тысячами других древних рукописей в пожаре, уничтожившем библиотеку целиком
во время нашествия арабских войск Магомета. И все-таки в настоящее время нет сочинений древних веков, которые имеются в большем количестве
древнейших рукописей, чем Библия.
Наиболее древними в наше время является рукописи, найденные в период с 1947 года в пещерах Иудейской пустыни, на северо-западном
берегу Мертвого моря в 20-30 км восточнее Иерусалима. Один из первых свитков из этих пещер содержит весь текст книги пророка Исайи.
Это свиток более 7 м в длину при ширине 30 см. Он сшит из 17 кусков кожи. В настоящее время он выставлен для всеобщего обозрения
под стеклом Иерусалимского археологического музея и каждый может прочитать 53 главу этой книги, пророчески повествующей о Христе.
Уже найдено более сорока тысяч фрагментов различной величины, являющихся остатками около 600 книг. Среди манускриптов представлен
весь Ветхий Завет, кроме книги Есфирь, а некоторые книги представлены более чем 10 экземплярами. Есть книги весьма близкие к оригиналам.
Так есть экземпляры книг Экклезиаста и Даниила, которые всего на 50-100 лет отдалены от оригинала.
Кроме Библейских канонических книг в пещерах Кумрана найдены апокрифы, древние толкования книг Ветхого Завета, гимны и т.д. Исследования
показали, что найденные манускрипты, древние предметы и монеты относятся к периоду от III века до Р.Х. до I века по Р.Х. и к ним
не прикасалась рука христианских переписчиков. Библиотека принадлежала общине есеев, проживающих на берегах мертвого моря (район
Хирбет- Кумран). Во время Иудейской войны (66-73 гг. по Р.Х.) община спрятала в тайниках свои священные книги, но сама была разгромлена
римлянами. Изучение Кумранских рукописей блестяще подтверждает неприкосновенность современного текста Библии.
ЯЗЫК И ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ
Книги Ветхого Завета за исключением нескольких фрагментов написаны древнееврейском языке. Считается, что Пятикнижие, датируемое
XV веком до Р.Х., является самой древней книгой написанной буквами. Ранее народы употребляли для письма иероглифы т.е. рисунки или
клинопись - разновидность иероглифов. Эти виды письма непригодны для написания Библии, т.к. изобразительное письмо при множестве
знаков, неточно выражает мысль и затруднительно для чтения. В дрееврейском языке строчки пишутся справа на лево. Ветхий Завет написан
одними согласными буквами, выражающими сущность слова, на пергаментных свитках (чаще всего из выделанной кожи) при помощи заостренного
тростника и чернил. Слова чаще всего не отделялись друг от друга.
Новый Завет написан на древнегреческом языке, который не является классическим греческим языком, но иудейско-греческим (эллинским).
Этот язык был общеупотребительным для всех евреев, живших в рассеянии, в странах Малой Азии, в Египте а также для оставшихся в Палестине.
После иудейской войны 66 73 гг. по Р.Х. разрушения Иерусалимского храма столп фарисейства Иоханн бен Заккай основал Синедрион в городе
Ямнии. Законоучители Синедриона вновь собрали и подтвердили канон Ветхого Завета. Этот канонизированный манускрипт служил для копирования
всех других экземпляров. Важное значение в истории Библии сыграли масореты (хранители традиций). Эти ученые богословы очистили текст
от ошибок, неизбежных при переписывании, ограждали от искажений в будущем, подсчитали обязательное количество знаков и стихов во
всем Ветхом Завете и в каждой книге в отдельности. Они же ввели систему “огласовки”, т.е. систему точек, представляющих гласные звуки,
укрепив правильное произношение текста. До того времени иудеи не применяли таких мер предосторожности, поэтому в древних свитках
встречаются буквенные разночтения. Когда древнееврейский язык перестал быть общепонятным, появились переводы Ветхого Заветы на арамейский
(разговорный язык иудеев Азии) и греческий (разговорный язык иудеев Египта и др. стран). Перевод на арамейский называется Тартум
(толкования), на греческий (Септуагинта - перевод семидесяти). Этот перевод был закончен во втором веке до Р.Х..
Известен перевод Библии на латинский язык Вульгата (распространенный, общий). Его сделал Иероним (331- 420 год) в течении 15 лет
пребывания в пещере близ Вифлеема. Существуют также древнесирийские, копские, армянские, грузинские и другие переводы. После эпохи
средневековья Библия была переведена на английский язык Джоном Виклифом (1320-1384), а на немецкий Мартеном Лютером (1483-1546 гг.).
Первая в мире книга - это полная Библия на латинском языке. К 1863 году великие славянские просветители миссионеры братья Кирилл
(826-869гг.) и Мефодий (820-886 гг.) разрабатывали первую Славянскую азбуку перевели с греческого на славянский язык книги Священного
Писания. Кирилло-Мефодинская Библия была канонической (в ней не было апокрифических книг). Азбука и язык этой Библии называется церковнославянским
и является богослужебным языком православной Церкви. В марте 1564 года в Москве была напечатана первая книга- “Деяния Апостолов”
(Апостол) диаконом - первопечатником Иваном Феодором (1520-1583 гг.) и мастеровым Петром Тимофеевым. В 1566 году ими были изданы
Четвероевангелия, а затем Иван Федоров печатал книги Священного Писания в городе Заблудове, городе Львове и Остроге (на Волыне).В
память этого во Львове в наши дни установили памятник, изображающий Ивана Феодорова с Библий в кожаном переплете. В 1581 году им
была напечатана первая полная церковнославянская Библия тиражом около 2000 экземпляров. В 1812 году в Петербурге было организовано
“Русское Библейское общество”, начавшее перевод Библии на русский язык, но только в 1856 г., после длительной борьбы с аракчеевской
реакцией, четырем духовным академиям: Петербургской, Московской, Киевской и Казанской был поручен перевод Библии на русский язык.
В 1867 году была издана первая русская Библия. Текст Библии разделили на главы, кардиналы Лангтон и Гюго в ХIII веке, а нумерация
стихов Ветхого Завета сделана раввином Нафаном в 1450 году. Первую Библию с делением на главы и стихи напечатал в Париже типограф
Роберт Стефан в 1555 гг, он же разделил на стихи Новый Завет.
ТРУДНЫЕ МЕСТА В БИБЛИИ.
Апостол Петр, говоря о посланиях Павла, заметил, что в них: “есть нечто неудобовразумительное” (2 Пет.3,16). Подобное можно сказать
и о всех книгах Библии. В Библии действительно есть трудные места. И многие, как пишет Ап. Петр дальше, смущаются тем, что не могут
уразуметь или вместить в себя некоторые стихи, слова или истины Священного Писания. Но если задуматься глубже, то следует согласиться:
в Библии должны быть трудные места!
Библия - откровение Бога, Творца всего видимого и невидимого, абсолютно мудрого и святого, бесконечного в возможностях и познании.
И дано это откровение людям с ограниченными способностями, ограниченной памятью, скоростью и остротой мышления. Может ли бесконечное
вместиться в конечном? Если бы это задача стояла бы перед человеком - это было бы невозможно сделать без искажений. Но Бог нашел
способ выполнить и это непосильное для человека дело. Бесконечная истина Божия вместилась в ограниченную по объему книгу. Естественно,
Бог дал человеку только то, что важно для человека и что он способен вместить. И, вполне понятно, что при этом существуют истины,
которые трудны для понимания. Если бы в Библии не было трудных мест - можно было бы подвергнуть сомнению ее божественное происхождение.
Наличие трудных мест в Библии совсем не доказывает несостоятельность самого учения. История науки знает много случаев, когда новые
открытия встречали трудности в понимании, но это не доказывало неистинность. Множество научных данных и практика христианской жизни
подтверждают истинность Библии, а встречающееся трудное место следует рассматривать, как мое личное непонимание, а не как факт, опровергающий
Библию. Если некоторые люди не могут объяснить трудное место в Библии, это не значит что оно вообще необъяснимо. Часто человек не
в состоянии решить сложную алгебраическую задачу. Из этого не следует, что она не имеет решения. Многие трудные места в Библии за
прошедшие тысячелетия уже давным давно разрешены.
Основная цель Библии, как сформулировал ее Ап. Иоанн, заключается в следующем: “... сие же написано дабы вы уверовали, что Иисус
есть Христос, Сын Божий, и, веруя имели жизнь во Имя Его” (Ин.20,31). То есть, Библия предназначена для спасения человечества и она
успешно выполняет эту миссию. Но она не предназначена Богом как пособие по археологии или истории и понятно что употреблять Библию
следует по назначению. Помня это, не стоит удивляться, что все творение мира описано в одной главе, сведения по астрономии, истории,
археологии, медицине и т.д. даны урывками и только в контексте выполнения главной задачи Священного Писания.
Поверхностный читатель видит в Библии только трудные места, но ведь среди бездн богатств, открывающихся в Библии, эти трудные
места практически теряются. В Библия не столько нуждается в защите, сколько в изучении, она сама может защитить себя и сделает это
лучше нас. Это не болезненное дитя, которое нуждается в уходе. Изучая Библию, следует помнить главное правило, при котором все трудные
места со временем исчезают.
Изучать Библию следует молитвенно!
Мудрый царь Давид, изучая Писания молился так: “Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего” (Пс.118,18). Объективно, независимо
от нашего отношения к Библии, в ней уже содержатся дивные и непонятные чудеса. Но чтобы увидеть эти чудеса, надо божественное действие
Духа Святого. Богодухновенность Библии проявляется не только при ее написании, но богодухновенность необходима при чтении ее, без
этого мы будем видеть только конву библейский событий, не понимая их значения, видеть только множество туманных и трудных мест, но
при содействии божественного Наставника - Духа Истины, мы увидим настоящие чудеса, сокрытые в простых евангельских словах.
Итак, Библия - это Слово Живого Бога, данное для человеков и через человеков. Множество фактов и опыт христианской жизни подтверждают
ее богодухновенность. Поэтому только Библия может быть фундаментом нашей веры, мерилом наших поступков, критерием истины и путеводной
звездой, безошибочно ведущей к вечным обителям.
|