2.2. Самые древние
христианские праздники и их значение
Христианство начало развиваться в среде иудаизма. Первые ученики Господа
были евреями, основная их книга был Ветхий Завет. Следуя ветхозаветным
традициям, христиане устанавливают торжественные дни. Поскольку в основе
христианской веры положены жизнь, служение, страдания, смерть и воскресение
Господа, то и праздники должны были быть связаны с личностью Спасителя.
Поэтому, торжественный день в неделе, являющийся днем поклонения связан
с Его воскресением. Другие праздники также связаны с жизнью Спасителя.
В начале христиане, обращенные из иудеев, составляющие большинство в собрании
в Иерусалиме, продолжали праздновать иудейские праздники, к которым привыкли,
так как делали и святые апостолы (Д.А.20:16; 2:1). Поэтому, самые древние
христианские праздники появляются как продолжение (в новом духе) самых
больших иудейских праздников. Это воскресение, Пасха и Пятидесятница,
заменяющие соответствующие иудейские праздники.
Христианские праздники рассматриваются по разному протестантами, католиками
и православными. Праздники православной церкви - это не только напоминания
или актуализация определенного случая, но его полное проживание в сынах
церкви, говорит Др. Е. Браниште в своем курсе по литургии. Поэтому праздники
в православном понимании имеют благодатный характер, являются определенным
средством освящения для тех кто их соблюдает. В протестантизме праздники
имеют напоминающий характер и являются поводом для совместного участия
церкви в поклонении и проповеди Евангелия. Они являются такими же днями
как и остальные в году, не имея ничего особенного и они не могут производить
большее, чем остальные дни. Кальвин, будучи против праздников, писал:
"Свидетельствую, что эти дни мы приняли от евреев очень альтернативно,
потому мы очень отличаемся от них, ибо они означали бы духовные тайны,
но мы их принимаем как необходимые средства в церкви, для защиты хорошего
обычая." Это мнение Кальвин основывает на том, что сказал Павел в
Кол.3:16, Гал.4:10-11, и Рим.14:5. Комментируя эти тексты, он говорит:
" В вышеупомянутых текстах не имеется ввиду хорошее отношение между
церковью и миром, но что эти дни приняты как символы духовных вещей, но
они не должны затмевать славу Христа и свет Евангелия". Ибо апостол
Павел говорит: "Кто различает дни, для Господа различает; и кто не
различает дней, для Господа не различает"(Рим.14:6). Значит, в концепции
Павла все дни равны, и верующий может выбрать для празднования любой день,
или ни один не праздновать, если бы для служения Евангелию не нужны были
бы праздники. Но нужда в проповеди Евангелия требует праздники.
Праздники хороши для проповеди Евангелия, если они приносят славу Христу
и Он более и более сияет в наших сердцах. Но они пагубны, когда верующий
думает, что празднуя их, он приобретает особые благословения перед Богом.
Истинно, что каждый праздник приносит нам возможность послушать Евангелие
и это позитивная роль для нас, слушающих Благую Весть. Праздники пагубны,
когда им присущи определенные культовые церемонии, посредством которых
верят, что исполняя их, приобретаются заслуги для спасения.
В протестантизме не существует времени или дней более или менее святых,
чем другие, ибо перед Богом все дни святые. История церкви показывает,
что святое время в поклонении церкви было бременем. И когда Кальвин составил
реформаторское служение и время богослужений, реформаторские церкви почувствовали
себя свободными от бремени "святого времени" - говорит профессор
Dr. Nagudoszef в своем пособии по литургии.
В баптистских церквах, кроме дня воскресения празднуются и другие дни
из жизни нашего Спасителя. Мы празднуем: Рождество, смерть, воскресение
и вознесение. Также празднуем день, когда был излит Дух Святой на Церковь.
Праздников, посвященных святым, мы не имеем. Но не дни являются святыми,
а наше служение в эти дни. Мы не отвергаем христианские праздники, но
хотим лишь показать, что нет на это Божьего установления. Господь Иисус
и Его апостолы не установили посредством закона какой-то праздник, но
также не ввели какие-то наказания для тех, кто их соблюдает. Цель апостолов
не состояла в представлении законов и заповедей для особых личностей,
но вести жизнь людей к святости и истине. Христиане, которые связывают
свое служение пред Богом с праздником, рискуют отдать Богу только праздник.
|